Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

59 Пение обнаруживает и в них поэтическое, а следовательно, истинно человече- ское. Используя музыкальные мотивы, Л. Н. Толстой отмечает светлое начало и в образе Никиты, разгульный образ жизни которого – это попытка уйти от окружающей действительности. Не случайно в третьем действии драмы, в явле- нии двенадцатом, Никита с отчаянием восклицает: «Эх, гармошки нет!». Гар- мошка нужна ему не для веселья, а чтобы отвлечься, заглушить внутреннюю боль. И далее он поражает всех словами песни без начала и конца: «На печи ка- лачи, / На приступке каша. / А мы жить будем / И гулять будем; / А смерть при- дет, / Помирать будем. / На печи калачи, / На приступке каша...». В конце треть- его действия Никита снова вспоминает о гармошке: «Ох, скучно, скучно, Акулька! Где ж гармошка-то?». Не получив возможности излить свою душу в музыке и песне, герой, согласно ремарке Л. Н. Толстого, «плачет». Все это, по мысли писателя, постепенно подготавливает внутреннее просветление Никиты и объясняет его покаяние в конце пьесы. Театр Л. Н. Толстого – это один из важнейших этапов, которые прошла но- вая психологическая драма по пути к своему оформлению. В его пьесах суще- ственным образом менялся сам принцип художественного изображения жизни: внутренние психологические переживания отдельной личности приобрели зна- чение всеобщего, они стали фокусом всех сложных социальных и философских проблем бытия. Толстой-драматург, следуя основным принципам традиционной драмы, в то же время наметил новые пути развития русской драматургии. В. И. Немирович-Данченко, один из основоположников новой сценической си- стемы, сложившейся в русском театре в конце XIX – начале XX в., подчеркивал, что драматургическую основу Московского Художественного театра, наряду с пьесами А. П. Чехова и М. Горького, составили драматические произведения Л. Н. Толстого, что позволило говорить и о толстовском направлении, послужив- шем фундаментом нового театрального искусства. Литература 1. Андреев, Л. Н. Письма Л. Н. Андреева к Вл. И. Немировичу-Данченко и К. С. Станиславскому (1913–1917) / Л. Н. Андреев // Уч. зап. Тартуского ун-та. – Вып. 266. Труды по русской и славянской филологии.– Тарту, 1971. – С. 231–312. 2. Завадский, Ю. А. О философских драмах Шоу и современной театральной эстетике / Ю. А. Завадский // Вопр. философии. – 1966. – № 11. – С. 94. 3. Лотман, Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени / Л. М. Лотман. – М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР. Ленингр. отд-ние, 1961. 4. Никулин, Л. Люди русского искусства / Л. Никулин. – М.: Искусство, 1952. 5. Основин, В. В. Драматургия Л. Н. Толстого: Учеб. пособие для филол. специальностей / В. В. Основин. – М.: Высш. школа, 1982. 6. Полякова, Е. И. Театр Льва Толстого. Драматургия и опыты ее прочтения / Е. И. Полякова. – М.: Искусство, 1978. 7. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1928–1958.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=