Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

56 любовь, добро, Бог» [Толстой, 1958, 68]. Нравственный закон патриархального крестьянства вступает в резкое противоречие с обычными повседневными нор- мами жизни, что и составляет основную коллизию пьесы. С одной стороны, «Власть тьмы» – это в чистом виде аристотелевская трагедия, задача которой очистить душу зрителя, с другой – это бытовая драма, в которой нет места алле- гории, сказочности, но есть множество жизненных подробностей, деталей быта, присутствует назидательность. Как пишет Е. И. Полякова о мастерстве Л. Н. Тол- стого: «...современную трагедию он видит пьесой-проповедью, пьесой-притчей о великом грешнике. Это уже не простенькая притча о вреде пьянства, но именно трагедия, воплощение судьбы человека, погубившего свою жизнь… Зрителям… адресуется поучение и назидание, всем понятное, обозначенное в полном назва- нии» [Полякова, 1978, 142]. Ромен Роллан после просмотра «Власти тьмы» на парижской сцене оставил в своем дневнике следующую запись: «Чудесное ис- кусство Толстого. С первого взгляда поражает только реализм изображаемого и чудовищность фактов. Но по мере того, как развертывается огромное полотно драмы, все с большей убедительностью выявляется и предстает нравственная сила автора!» [цит по: Основин, 1982, 24]. В 1900 г. Л. Н. Толстой создает драму «Живой труп», в которой он затраги- вает тему, особо волновавшую его в последний период жизни, – тему поиска вы- хода из мучительных противоречий, тему столкновения по-настоящему добрых людей с людьми, лишенными подлинной человечности. О замысле этой пьесы Л. Н. Толстой сообщает еще в дневнике 1894 года: «Ясно пришла в голову мысль повести, в которой выставить бы двух человек: одного – распутного, запутавше- гося, павшего до презрения только от доброты, другого – внешне чистого, по- чтенного, уважаемого от холодности, не любви» [цит. по: Основин, 1982, 34]. Драма «Живой труп» явила собой новый и неожиданный этап в творчестве Л. Н. Толстого. Вначале эта пьеса представлялась писателю в форме «драмы-ко- медии», но постепенно акценты поменялись, в центре внимания оказалась глу- бокая психологическая разработка характеров героев, попавших в сложную жиз- ненную ситуацию. Отказ от морально-религиозного дидактизма, изображение «среднего» человека из интеллигенции, психологический анализ сблизили драму «Живой труп» с лучшими чеховскими пьесами, написанными в это же время и являющимися образцами русской «новой драмы» («Чайка» /1895/, «Дядя Ваня» / 1896/, «Три сестры» /1900/, «Вишневый сад» /1903/). «Новая драма» дала импульс не только к изменению содержания театраль- ного репертуара, но и к возникновению новых принципов сценического искус- ства, требующих достоверного воспроизведения того, что происходит в действи- тельности. Так возник новый тип конфликта – столкновение человека и среды, враждебной ему, которая искажает сущность его духа, а акцент в пьесе переме- стился с внешнего действия, закрученной интриги на внутренний мир человека, сосредоточился на конфликте его сознания и совести. Эти же вопросы занимали и Л. Н. Толстого, который утверждал, что «в драматическом произведении должно поставить какое-нибудь еще не разрешенное людьми положение и заста- вить его разрешать каждое действующее лицо сообразно его внутренним дан- ным...» [Толстой, 1950, т. 35, 237]. В соответствии с этим утверждением, Л. Н. Толстой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=