Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

55 человечество к спасению. В статье «О Шекспире и его драме» Л. Н. Толстой вы- делил три свойства, определяющие достоинства драматического произведения: 1. «Содержание произведения: чем содержание значительнее, т. е. важнее для жизни людской, тем произведение выше»; 2. «Внешняя красота, достигаемая техникой, соответственной роду искусства. Так, в драматическом искусстве тех- никой будет: верный, соответствующий характерам лиц, язык, естественная и вместе с тем трогательная завязка, правильное ведение сцен, проявления и раз- вития чувства и чувство меры во всем изображаемом»; 3. «Искренность, чтобы автор сам живо чувствовал изображаемое им. Без этого условия не может быть никакого произведения искусства...» [Толстой, 1950, т. 35, 257]. Становление «новой драмы» проходило под знаком натурализма, так как именно эта школа позволяла драматургам раскрыть взаимоотношения человека с окружающей его обстановкой. В соответствии с этим на первый план в «новой драме» вышел «принцип жизнеподобия»: точное воспроизведение на сцене бы- товых деталей и исторических обстоятельств; введение «случайных», но необхо- димых с точки зрения воссоздания реальности эпизодов; отказ от четкой системы персонажей. Актер должен был представить зрителям образ, который бы нес в себе отличительные черты той среды, в которой формировалась личность его героя. Драматурги таким образом стремились достичь такой же естественности поведения персонажей, которую можно увидеть и в обычной жизни. Один из по- стулатов «новой драмы» гласит: театр не развлечение, а способ отражения соци- альных проблем, поэтому следует отказаться от развлекательного характера пьес и стремиться к реальному изображению действительности, правдивому показу внутреннего мира человека, а также к освещению аспектов социальной жизни, которые обычно замалчиваются, скрываются. Именно «новой драме» было пред- назначено «сорвать все маски и покровы с буржуазного общества» и «поставить перед читателями насущные вопросы современности» [Завадский, 1966, 94]. К этому же стремился и Л. Н. Толстой, полагавший, что драма, как любое под- линно художественное произведение, должна быть жизненно правдивой, чтобы читатель или зритель ни на минуту не терял доверия к автору. Все пьесы Л. Н. Толстого отличаются верным воспроизведением жизни про- стого народа. Стремясь подчеркнуть социальное неравенство, царящее в дере- венской жизни, писатель утверждал, что простые люди, несмотря на тяжелые условия существования, оказываются нравственно чище и выше представителей других сословий. Этому посвящена созданная в 1890 году пьеса «Плоды просве- щения» - «домашняя комедия-шутка», выросшая до уровня социально-обличи- тельной комедии, где интрига ловкой горничной Тани, которая «исхитрилась» (таково первоначальное название пьесы) и одурачила барина, уходит на второй план, а «спиритическая» тема постепенно уступает место изображению кресть- янско-помещичьих отношений. Но Л. Н. Толстой далек от идеализации крестьян- ской жизни, писателя беспокоит процесс разложения патриархальных форм су- ществования, о чем в 1886 г. он размышляет в другой пьесе «Власть тьмы» (пол- ное название «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть»). В этой драме Толстой ставит важный вопрос о значении в жизни людей внутреннего нравственного закона, который «есть то, что мы называем разум, совесть,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=