Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

54 Г. С. Миронова Тула, Россия ТЕАТР Л. Н. ТОЛСТОГО И «НОВАЯ ДРАМА» конца XIX в. Аннотация. Статья посвящена театру Л. Н. Толстого, его соотношению с западноевро- пейской «новой драмой» конца XIX века и драмой А. П. Чехова. В статье рассматриваются основные принципы «новой драмы» (точное воспроизведение бытовых деталей и историче- ских обстоятельств, введение «случайных» эпизодов, полифонизм, подтекст, психологизм, лиризм, музыкальность) и их преломление в драматургии Л. Н. Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»). Ключевые слова: «новая драма», натурализм, психологизм, конфликт, полифонизм, подтекст, «подводное течение», лиризм, музыкальность. Театр Л. Н. Толстого формировался в период с конца 1850-х – начала 1860-х годов (тогда появились планы и наброски комедии «Дворянское семейство» /1856– 1857/, «Комедии из Оленькиной жизни» /1857/, пьесы «Заражённое семейство» /1863-1864/ и «Нигилист» /1866/) до 1900 года, когда будет написана социально- психологическая драма «Живой труп», вошедшая в историю мирового театраль- ного искусства. Драматургические опыты Л. Н. Толстого следует рассматривать в контексте театральной реформы рубежа ХІХ–ХХ веков, когда происходили сложные процессы обновления в области литературы и театра, приведшие к по- явлению так называемой «новой драмы». Зародилась и сформировалась «новая драма» в творчестве западноевропейских драматургов (Г. Ибсен, Г. Гауптман, Б. Шоу, М. Метерлинк и др.), которые пытались радикально перестроить тради- ционную драму. Суть их преобразований заключалась, с одной стороны, в выра- ботке новых принципов художественного изображения, с другой – в воскреше- нии, казалось бы, навсегда ушедших форм художественного сознания. Возник- шая в момент культа науки, вызванного развитием философии, психологии и т. д., «новая драма» восприняла большое количество различных художествен- ных явлений, была подвергнута влиянию разнообразных течений и литератур- ных школ. В большей степени это социально-психологическая драматургия, ко- торая опиралась на освещение в театре наиболее злободневных, болезненных и животрепещущих проблем того времени. С понятием «новая драма» в русской литературе традиционно ассоцииру- ется творчество А. П. Чехова. Нас же интересует проблема соотношения «новой драмы» и театра Л. Н. Толстого, который неоднозначно относился к театраль- ному искусству как к форме условного отображения жизни (известны доста- точно резкие суждения писателя о трагедиях У. Шекспира, о современных пье- сах А. П. Чехова). Свои драматические опыты Л. Н. Толстой осознавал как свое- образный эксперимент (что вполне соответствовало общему направлению разви- тия сценического искусства в то время), а т еатр рассматривался писателем как место формирования общественного мнения. Читая пьесы, созданные его пред- шественниками (Шекспиром, Мольером, Гёте, Пушкиным, Гоголем), Л. Н. Тол- стой вырабатывал собственную «теорию драмы» и постепенно приходил к мысли, что театру необходима та чрезвычайная простота, которая и приведет

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=