Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
53 полагающиеся в своем духовном опыте на оправдывающий их соблазны и за- блуждения Закон, и потому Нехлюдов уже в Сибири открывает Евангелие и чи- тает Нагорную проповедь, отвечающую на его еще не разрешенные сомнения и наболевшие вопросы: «Так выяснилась ему теперь мысль о том, что единствен- ное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, состояло только в том, чтобы люди признавали себя всегда виноватыми перед богом и потому не способными ни наказывать, ни исправлять других лю- дей» [Толстой, 455]. Поэтому нельзя не согласиться Е. А. Масоловой, постули- рующей итоги духовной биографии Нехлюдова в опыте его становления: «<…> возвыситься над эмпирикой и прийти к истинному духовному преображению че- рез просветление – к воскресению и, самоусовершенствовавшись, стать достой- ным учеником и сподвижником Бога, Учителя, будет дано лишь Нехлюдову» [Масолова, 105]. Таким образом, в духовном опыте Нехлюдова нравственный выбор совершен – он остается под сенью спасительной Благодати. Литература 1. Слово о Законе и Благодати митрополита Киевского Илариона // Библио- тека литературы Древней Руси. Т. 1. – СПб.: Наука, 1997. – С. 26–53. 2. Есаулов, И. А. Оппозиция Закона и Благодати и магистральный путь рус- ской словесности / И. А. Есаулов // Русская классическая литература в мировом культурно-историческом контексте. – М.: Индрик, 2017. – С. 13–42. 3. Есаулов, И. А. Русская классика: новое понимание / И. А. Есаулова. – 3-е изд. – СПб.: Изд-во РХГА, 2017. 4. Толстой, Л. Н. Воскресение / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Собр. соч: В 22 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1983. – Т. 13. 5. Масолова, Е. А. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: социальный, хри- стианский и мифопоэтический дискурс / Е. А. Масолова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=