Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

50 К. А. Меринов Липецк, Россия РОМАН Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ»: ОППОЗИЦИЯ ЗАКОНА И БЛАГОДАТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ НЕХЛЮДОВА Аннотация. Современное литературоведение вписывает художественное творчество Толстого в контекст христианской традиции отечественной культуры в свете аксиологических ориентиров избранных героями произведений в опыте их духовного становления, и в связи с этим понимание романа «Воскресение», завещание писателя и мыслителя грядущему сво- дится к отслеживанию духовной эволюции Нехлюдова от исполнения оправдательных притя- заний Закона – к спасительной Благодати, что представляет собой базовый фрагмент нацио- нального самосознания и является истоком развития отечественной словесности. Ключевые слова: Закон и Благодать, духовная традиция, Толстой, Нехлюдов, со- блазны и искушения, духовное потрясение, нравственное очищение. Русская классика укоренена в духовной традиции отечественной культуры, определенной как извечная оппозиция Закона и Благодати киевским митрополи- том Иларионом в пасхальной проповеди, восходящей к учению апостола Павла, возвестившего торжество Божественной Благодати над Законом: «Иудеи ведь со- делывали оправдание свое в <мерцании> свечи закона, христиане же созидают спасение свое в <сиянии> солнца благодати. Ибо иудейство посредством тени и закона оправдывалось, но не спасалось. Христиане же по спешением истины и благодати не оправдываются, но спасаются» [Библиотека, 31]. Возвращенная в историко-культурный контекст в 1844 г. А. В. Горским пасхальная проповедь 1038 г. Киевского митрополита Илариона не только определила основные кате- гории православного самосознания русского народа, но и явилась «одновре- менно и истоком русской словесности как таковой <…> символический факт еще не осмыслен в должной мере <…> русская словесность словно бы отрывалась от своего истока <…> адекватный своему предмету контекст понимания начинает восстанавливаться» [Есаулов, 13]. Для понимания как освоения глубинных смыслов романа «Воскресение», духовного завещания Толстого, весьма значи- мом учитывать православный фактор в творческом сознании писателя, к осозна- нию которого приходит современная наука: «Если в своей публицистике Тол- стой и не принимал те или иные стороны христианского вероисповедования, то в своем художественном творчестве <…> засвидетельствовал собственную уко- рененность в православной культурной традиции» [Русская, 195]. Обращаясь к грядущим поколениям с наставлением на духовное преображение, Толстой вы- страивает сюжет романа как непреложное разрешение конфликта Закона и Бла- годати в духовном опыте преуспевающего в светской суете Дмитрия Нехлюдова, прошедшего сложный и тернистый путь от состояния нравственного разложения в безблагодатной среде к духовному обретению себя среди других и в посвяще- нии себя другим. В начале романа Нехлюдов предстает как устроивший свою жизнь вполне comme il faut: готовится вступить в права наследства после смерти матери, вра- щается в самых влиятельных кругах, весьма желанный и почетный в различных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=