Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
42 лошади» [Канафиева, 1980]. Об этой породе лошадей русский писатель упоми- нает в романе «Анна Каренина»: Примечательна история покупки Л. Н. Толстым имения в Оренбургском крае. « Вовремя пребывания «на кумысе» Л. Н. Толстой «высмотрел» имение и в следующем году купил его. Через два года писатель приехал туда с семьей и пригласил на лето за плату башкира с табуном дойных маток. Старик-баш- кирец отличался степенностью, вежливостью в обращении и аккуратностью. Л. Н. Толстой не случайно его пригласил в имение: юрта старика внутри «от- личалась чистотой и изяществом ‘‘ , и члены семьи писателя ходили туда не только пить кумыс, но и посидеть, побеседовать. Лев Николаевич в шутку называл юрту старого башкира ,, нашим салоном ‘‘» . [Канафиева, 1980]. Из вы- шеприведенного эпизода явствует, что русский писатель устраивал свой повсе- дневный быт, оригинально сочетая элементы светского салона и кочевой юрты. Известно, что Л. Н. Толстой знал толк в земледелии, животноводстве, сель- ском хозяйстве. « В своем имении он устроил конный завод, рассчитывая путем скрещивания ,, башкирских маток с рысистой, верховой английской и другими породами получить новый тип хороших лошадей ‘‘» [Канафиева, 1980]. Л. Н. Толстой был страстным любителем народных состязаний, гуляний. Об этом свидетельствует скачки, которые он устроил в своем оренбургском име- нии. « Для победителей скачек подготовили призы: быка, лошадь, ружье, часы и т. п. Не забыли и о зрителях, для которых заготовлены угощения. К назначен- ному дню съехалось несколько тысяч человек. Башкиры и казахи приехали со сво- ими юртами, кумысом, котлом и даже баранами. <…>Почётные гости сидели на возвышенном месте, на разостланных коврах и войлоке. Их угощали кумысом. На этом празднике певцы пели песни, музыканты играли на «дудке». Состяза- лись борцы. В скачках участвовало тридцать лошадей, на которых седоками были мальчики лет десяти, сидевшие без седел. 50 верст они проскакали за час и сорок минут. Наблюдал за часами гувернер-швейцарец. Пир в имении Л. Н. Тол- стого продолжался два дня и, по словам Берса, «отличался замечательной чин- ностью, порядком и оживлением. Все гости учтиво поблагодарили хозяина- графа и разъехались очень довольные»» [Кереева-Канафиева, 1980]. «Погружение» в стихию степного кочевья, в духовный мир степного народа, стремление разделить его чаяния, думы и настроения свидетельствуют о широте души и величии гения русской литературы. Русский писатель глубоко уважал и чтил традиции и обычаи кочевого народа, интересовался его жизнью, бытом. Тяжелое социальное положение, бесправие и нищета степных обитателей вызывало в его душе сочувствие и сострадание. В этом проявляется гуманизм писателя и гражданина Л. Н. Толстого. Длительное пребывание в Оренбургском крае, наблюдения над жизньюкочевого народа, несомненно, нашли отражение в творчестве Л. Н. Толстого. Казахской теме посвящены его рассказы «Много ли человеку земли нужно?», «За что?», «Ильяс». Несомненный вклад в становление казахстанской толстовианы внесла ста- рейший литературовед Ш. Сатпаева. В её работе « Казахско-европейские литера- турные связи XIX – первой половины XX в.» представлены фактические матери- алы, к примеру, переписка Л. Н. Толстого с представителями просвещенной части
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=