Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
35 По дороге к Бенаресу монах и земледелец находят кошелек, в котором много зо- лота, который, вероятнее всего был потерян ювелиром. Нарада попросил Девалу вернуть кошелек владельцу, который остановился в гостинице. Панду обнаружил пропажу своего кошелька и заподозрил в краже своего слугу Магадуту. Ювелир сказал полицейским, чтобы те вынудили слугу при- знаться в краже, при этом жестоко мучая. В этот момент к гостинице подъехал земледелец Девала и вернул потерянный кошелек. Раб был освобожден, но разо- чарован в своем хозяине, поэтому сбежал «и присоединился к шайке разбойни- ков, живших в горах» [Толстой, 1954, 50–51]. Вскоре ювелиру потребовались объяснения монаха, поэтому Панду отпра- вился в монастырь. Нарада объяснил ему закон кармы и дал совет: «…обращай- тесь с каждым человеком, которого вы встретите, так же, как с самим собой, слу- жите ему так же, как вы желали бы, чтобы вам служили. Таким образом, вы по- сеете семя добрых дел, и богатая жатва их не минует вас» [Толстой, 1954, 51]. Ювелир преуспел в своих делах, и он в благодарность был основан монастырь Колшамби. Однако легенда еще не закончена. Далее повествуется о рабе Панду, который со своей шайкой разбойников напал на караван с богатством ювелира. Ювелир был огорчен: много жестоких грехов совершил Панду в течение своей жизни, поэтому он заслужил эти потери. Следующее событие – это попадание в руки разбойников молодого монаха Пантаки, ученика Нарады, который был избит. На следующий день Пантака шел через лес и увидел нападение разбойников на своего атамана. Молодой монах решил помочь Магадуте, чтобы сохранить его жизнь. Беседуя с атаманом, Пан- така высказал мысль: «Если бы вы учили своих товарищей делам добра, вы бы и получили от них добрые поступки. Но вы учили их убийству, и потому вы через свои дела убиты их рукою» [Толстой, 1954, 53]. Далее говорится об истории раз- бойника Кандаты, который умер и попал в ад, где «мучился за дурные дела са- мыми ужасными страданиями» [Толстой, 1954, 54]. Разбойник обратился к Будде, чтобы тот вызволил его из темного царства. Зов Кандаты был услышан: «он послал к нему паука на паутине» [Толстой, 1954, 54], чтобы разбойник смог выбраться из ада. Вслед за ним начали хвататься за эту паутину и другие греш- ники. Кандата испугался и приказал толпе отпустить паутину, потому что она принадлежит только ему. И в этот же момент паутина оборвалась, а вместе с ней и упал разбойник обратно в ад. История заканчивается обращением ювелира Панду к его детям и внукам: «Милые дети, не осуждайте других в своих неудачах. Ищите причину ваших бед в самих себе. И если вы не ослеплены тщеславием, вы найдете ее, а найдя ее, вы сумеете избавиться от зла. Ваша карма пожнет в будущих воплощениях плоды тех семян, которые вы посеяли. Для делателя дурных дел нет избавления от по- следствий своих дурных поступков. Закон кармы таков, что злые дела ведут к погибели. Лекарство от ваших бед в вас самих. Помните те слова, которые были талисманом моей жизни: «Тот, кто делает больно другому, делает зло себе. Тот, кто помогает другому, помогает себе» [Толстой, 1954, 57]. Л. Н. Толстой приводит примечание к названию своей «сказочки»: «"Карма" есть буддийское верование, состоящее в том, что не только склад характера
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=