Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
32 нужно ему, а не себе » [Толстой, 2014, 317. – Выделено нами. – Л.З. ]. Именно так и живет отец Василий. И когда кум Митрия, Федор, везший священника домой, с усмешкой скажет: «Что ж, бабу взял (имея в виду Бога. – Л.З.), девку даст» [Толстой, XIV, 1978, 441], – отец Василий, прежде сам утешавший Митрия, возразит: «Нет, жалко сердечного» [Толстой, XIV, 1978, 441]. Заметив, что Федор уже выпил, и услышав его извинения за это, отец Василий отвечает: «Мне что прощать? Я только к тому, что лучше не пить» [Толстой, XIV, 1978, 441]. В этих словах – мудрость человека, хорошо пони- мающего, что прощать или нет – это не в воле даже священнослужителя. Выслушав от Федора историю, « как с ярманки лошадей угнали, как одну за- резали на шкуру, а другую перехватили мужики» [Толстой, XIV, 1978, 441] и ко- нокрада «уж били, так били» [Толстой, XIV, 1978, 442], отец Василий горестно спросит: «Что ж бить-то? Зачем?» [Толстой, XIV, 1978, 442]. Вот эта доброта, милосердие, деятельная любовь к ближнему – характерные черты отца Василия. Это то духовное величие, к которому стремились герои бо- лее ранних произведений Толстого. «Быть всегда хорошим» [Ломунов, 1978, 91] хотел князь Андрей, герой романа-эпопеи Толстого «Война и мир», «найти со- гласие с самим собой» [Ломунов, 1978, 94] мечтал другой герой толстовской эпо- пеи – Пьер Безухов, «несомненный смысл добра» [Толстой, IX, 1978, 416] стре- мился вложить в свою жизнь Константин Левин, герой романа Толстого «Анна Каренина». Этот «смысл добра» [Толстой, IX, 1978, 416] как раз и обрел герой неоконченного рассказа Толстого «Отец Василий». Так же, как обрел смысл жизни старец Федор Кузмич, герой неоконченной повести Толстого «Посмертные записки старца Федора Кузмича…» [Толстой, XIV, 1978, 359] (1905), как открыл для себя истину Иван Васильевич, герой известного рассказа Толстого «После бала» [Толстой, XIV, 1978, 7] (1903); как, в конце концов, самим названием не- оконченной повести 1908 года «Нет в мире виноватых» [Толстой, XIV, 1978, 443] Толстой хотел утвердить мысль: каждый человек по-своему прав в вечных поис- ках смысла жизни – надо только уметь «заглянуть в душу человеческую» [Толстой, XIV, 1978, 508]. А публицистические произведения Толстого последних лет еще раз подтверждают и углубляют эту идею необходимости в жизни любви и добра: «Не убий никого» (1907), «Любите друг друга» (1907), «Благо любви» (1908) – сами названия произведений подтверждают излюбленную толстовскую мысль, что люди «живы… одною любовью» [Толстой, 2014, 287]. Итак, последний период творчества Л. Н. Толстого, период 1900-х годов, прошел под знаком изображения не столько «текучести» [Ломунов, 1978, 37] че- ловеческих характеров, сколько под знаком утверждения идеи любви и добра, которую несут в себе уже сложившиеся, состоявшиеся герои. В этом отношении неоконченный рассказ «Отец Василий» является органической частью позднего периода творчества Л. Н. Толстого. Литература 1. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1978. – Т. XIV.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=