Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

31 Толстым рассказе этого разуверения нет! Перед нами довольно цельный, закон- ченный характер человека, строящего свою жизнь по законам любви и добра. Может, этим обусловлены отход писателя от своего замысла и, как следствие, незавершенность произведения – ведь Толстой привык показывать характеры в их движении, развитии. Довольно скупо говоря о прошлом сельского священника Василия Давыдо- вича Можайского, Толстой тем не менее не упускает следующей подробности: герой в свое время так хорошо учился в семинарии, что по окончании курса го- товился к поступлению в академию, хотел стать профессором. Однако мать его находилась «в великой нужде» [Толстой, XIV, 1978, 438], и « то решение, кото- рое он тогда принял, незаметно дало направление жертвы и самоотречения всей его жизни » [Толстой, XIV, 1978, 438. – Выделено нами. – Л.З. ]. Иными сло- вами, то, что мы видим в рассказе, – уже результат переосмысления героем своей жизни – переосмысления, оставшегося «за рамками» повествования. Теперь перед нами – уже зрелый человек, не просто исполняющий свои обя- занности как священник, но вкладывающий в свое служение душу, ту меру че- ловечности, которая, по глубокому убеждению Толстого, должна быть в каждом человеке, а не только в священнослужителе. Сюжет рассказа несложен: к священнику отцу Василию на исходе ночи при- езжает мужик Митрий, у которого умирает жена. Священник еще не вставал, по- этому о приезде мужика ему доложили не сразу. «Что же вы меня не разбудили» [Толстой, XIV, 1978, 438], – cокрушенно говорит отец Василий. И та торопли- вость, с которой священник собирается в дом к Митрию, и приветливость по от- ношению к раннему гостю – все говорит о «неформальности» подхода отца Ва- силия к исполнению своих обязанностей. По дороге священник старается подбодрить расстроенного и сердитого му- жика: «А ты не впадай духом, Бог поднимет» [Толстой, XIV, 1978, 439]. Женщина умирает на глазах отца Василия, и, совершив положенный обряд, священник может возвращаться домой. Но горькое причитание старухи – све- крови умершей женщины, плач осиротевших детей глубоко трогают героя: «Поп слушал, и ему становилось грустно и жалко детей и хотелось что-нибудь сде- лать для них. Он нащупал кошелек в кармане подрясника и вспомнил, что у него остался в кошельке полтинник, полученный вчера за всенощную у Молчанова. Он не успел передать его жене, как он делал со всеми деньгами, и, не думая о по- следствиях, достал полтинник и, указав старухе, положил его на окно» [Тол- стой, XIV, 1978, 440–441]. Да, герой «не думает о последствиях» [Толстой, XIV, 1978, 441], то есть о том, что будет недовольна жена, что нужно будет как-то оправдываться, что, в конце концов, у него своя семья – жена, мать, трое детей, которых тоже надо кормить, – сейчас ему только искренне хочется помочь оси- ротевшей семье. Позднее, в 1908 году, обращаясь «к кружку молодежи» [Толстой, 2014, 305], в работе «Любите друг друга» [Толстой, 2014, 305] Толстой писал: « Попро- буйте: возьмите на себя известный срок следовать во всем требованиям любви: жить так, чтобы во всех своих делах прежде всего помнить, чтобы со всяким человеком… не отступить от любви, т.е., имея с ним дело, помнить о том, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=