Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
263 Жители городка даже устроили голосование (референдум), в честь кого назвать парк. Мнения жителей разделились: часть жителей предлагала назвать парк в честь Толстого, как он и предполагался изначально, а часть – в честь Йосипа Юрая Штросмайера (Josip Juraj Štrosmajer), католического епископа, теолога и мецената, выдающего политического и общественного деятеля, ко- торого хорватский народ до сих пор почитает как «отца родины» и который умер в 1905 году. Несмотря на большую популярность Штросмайера все же большинством го- лосов победили сторонники Л. Н. Толстого. Нужно сказать, что и здесь Мартин Кукучин сыграл большую роль, хотя он уже не жил в Сельца, поскольку в конце 1908 года в поисках лучшей жизни он с семьей переехал в Южную Америку, в Пунта-Аренас (Чили), где тогда находилась довольно большая хорватская диас- пора. Мартин Кукучин организовал голосование и членов хорватской диаспоры в Южной Америке. Так с 1911 года парк носит официальное имя – парк Толстого. Сразу же после этого начинаются работы по установке бюста писателю и оформлению самого парка (активно в этому участвуют самые уважаемы люди городка: Тома и Марко Дидолич, Тома и Юрай Штамбук, Бариша Врсалович, Грга Андерс). Нужно сказать, что Брач всегда славился искусными мастерами по работе с камнем. Из знаменитого брачского мрамора римским императором Диоклети- аном, правившим с 284 по 305 год н. э., построен дворец императора в Сплите. Дворец Диоклетиана считается наиболее сохранившимся дворцом периода Рим- ской империи. Использовался мрамор при строительстве Белого дома в Вашинг- тоне (его колонны до пожара здания в 1814 году), а также при строительстве зда- ния Парламента в столице Венгрии, здание Оперы в Вене, Palacio Spare de Trieste в Триесте и др. Но в качестве материала для бюста Л. Н. Толстого выбран не мрамор, а так называемый брачский камень – особой прочности известняк, который был весьма популярен для работы по камню. Честь изготовить гипсовую модель бюста доверили чеху Ярославу Барда (1892, Hrazanky u Milevska – 1943, Прага), в то время студенту отделения скуль- птуры в Праге. Здесь отдельно нужно упомянуть брачского каменорезца Томо Штамбука из известной семьи Штамбук, которая дала Хорватии целую дина- стию блистательных скульпторов и каменорезцев. Томо Штамбук выбрал из портретов и фотографий ту, которая показалось ему подходящей, и Ярослав, ко- торый в то время находился на каникулах, поскольку его старший брат Вацлав был преподавателем школы каменорезцев в Пушичах и Сельца (основана школа была 1909 году также чехом, каменорезцем и скульптором Эмилом Румла), сде- лал модель бюста.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=