Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

26 Ю. В. Загорулькина Москва, Россия СИТУАЦИЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «КОРНЕЙ ВАСИЛЬЕВ» Аннотация. В статье рассматриваются сюжетообразующая и символическая функции ситуации возвращения в рассказе «Корней Васильев». Путь главного героя рассказа анали- зируется сквозь призму классической трехчастной структуры мифа. Автор делает акцент на узнавании в рассказе как восходящей к мифологическим сюжетам фабульной модели. Ключевые слова: Л. Н. Толстой, рассказ, ситуация возвращения, узнавание, миф, герой. Рассказ «Корней Васильев» был написан Л. Н. Толстым в 1905–1906 гг. Этот рассказ, как и многие другие произведения Л. Н. Толстого (например, «Живой труп», «Власть тьмы») был написан под впечатлением от реальных историй, про- изошедших с обычными людьми. Если в основу «Власти тьмы» был положено уголовное дело крестьянина Тульской губернии, а для «Живого трупа» послужил основой реальный бракоразводный процесс, то сюжет для «Корнея Васильева» подарил Л. Н. Толстому олонецкий сказитель В. П. Щеголенок. Приглашенный в Ясную Поляну, он познакомил Толстого со множеством народных сказаний и былин, из которых более двадцати были записаны и в дальнейшем воспроизве- дены в некоторых его рассказах. Ситуация возвращения в рассказе «Корней Васильев» имеет сюжетообразу- ющую и символическую функцию. Эта ситуация предстает как зачин, а не только как финал рассказа. В начале рассказа о главном герое сообщается, что он «два- дцать лет тому назад отбыл военную службу и вернулся со службы с деньгами» [Толстой, 1983, 201]. Сообщается, что Корней Васильев богат, поскольку «…вы- годно продал последний "товар" в Москве», «у него собралось около трех тысяч денег» [Толстой, 1983, 201]. Корней был женат два раза, от второго брака роди- лось у него двое детей, девочка и мальчик. После продажи своего товара Корней Васильев возвращается в родное село, где его ждут старуха мать, жена с двумя детьми, сирота племянник, немой пятнадцатилетний малый, и работник. По пути домой он встречает земляка Кузьму, который сообщает ему, что жена Корнея, Марфа, «взяла в работники своего прежнего полюбовника и живет с ним» [Тол- стой, 1983, 201]. Слова Кузьмы («Мне что ж. Мне тебя жалко. <…> Только нехорошо, народ смеется. Видно, греха не боится» [Толстой, 1985, 203]) ранили Корнея и заро- нили в его душу зерна сомнения относительно верности супруги. Усугубила си- туацию сцена, когда Корней «прямо перед собой увидал у двери на двор Марфу и Евстигнея. Они близко стояли друг от друга, и она говорила что-то. Увидав Корнея, Евстигней шмыгнул во двор, а Марфа подошла к самовару, поправляя гудевшую над ним трубу» [Толстой, 1985, 204]. Дождавшись вечера, Корней устроил Марфе «допрос с пристрастием», в ходе которого выяснилось, что Марфа действительно жила с Евстигнеем и, бо- лее того, Марфа призналась, что дочь никакого отношения к Корнею не имеет: «И Агашка не твоя дочь; с ним прижила, – быстро выговорила она и закрыла

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=