Проведём сравнение Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

256 «в личных отношениях людей возмездие должно уступить место братской любви и непротивлению злу насилием » (Толстой, 4). Итак, мы видим, если для Брехунова металлические и бумажные знаки яв- ляются капиталом, то для Никиты добрые и тёплые взаимоотношения с людьми являются имуществом его жизни. Сравнению подвергается ещё один аспект их жизни – отношение к животным. Для Брехунова животные – это слуги. Они ему нужны для передвижения. Он особо не заботится о них. Держит их в сильно занавоженном, т. е. в грязном хлеве. Никита с большой любовью, огромной заботой, душевной теплотой отно- сится к лошадям и всему животному миру. Он обращается к животному как к человеку. Для него животный и человеческий миры слиты в единое целое. Чте- ние эпизодов, где описываются ласковые разговоры Никиты с жеребцом и при- ятные отклики жеребца на них, предоставляет большую радость душе. Ведь та- кие существа и обогащают нашу землю духовно. Вот некоторые из них: «– Что, соскучился, соскучился, дурачок? – говорил Никита, отвечая на сла- бое приветственное ржанье, с которым встретил его среднего роста ладный, несколько вислозадый, караковый, мухортый. . . . Осторожно выбравшись из вы- соко занавоженного хлева, Мухортый заиграл и взбрыкнул, притворяясь, что хо- чет задней ногой ударить рысью бежавшего с ним к колодцу Никиту . . . – Балуй, балуй, шельмец! – приговаривал Никита, знавший ту осторожность, с которой Мухортый вскидывал задней ногой только так, чтобы коснуться его засален- ного полушубка, но не ударить, и особенно любивший эту замашку....Не хочешь, не надо, так и знать будем; уж больше не проси,– сказал Никита, совершенно серьезно и обстоятельно разъясняя свое поведение Мухортому» (Толстой, 1). В деревне Гришкино, куда заезхали наши метельные путешественники к зна- комым Брехунова, Никита очень обрадовался их домашним животным. За корот- кий срок он успел со всеми познакомиться и завести дружеские отношения с ‘ма- лым’ того дома, который рассказал Никите много интересного про животный мир: «Никита поговорил со всеми: извинился перед курами, успокоил их, что больше не потревожит, упрекнул овец за то, что они пугаются, сами не зная чего, и не пе- реставая усовещивал собачонку, в то время как привязывал лошадь .... «три до- машние советника,– сказал малый,. – Это как же советники? – сказал Никита. – А так: вор подкрадывается к дому, собака лает,– не зевай, значит, смотри. Пе- т-ух поет – значит, вставай. Кошка умывается – значит, дорогой гость, приго- товься угостить его,– проговорил малый, улыбаясь» (Толстой, 1). Достаточно соотнести следующие высказывания Толстого с поведением наших героев, чтобы оценить их отношение к животным. «Общество, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным». ...«Человек выше животных, не потому что может мучить их, а потому, что он способен жалеть их. А жалеет человек животных потому, что чувствует, что в них живет то же, что живет в нем». ... « Чем больше в человеке жалости, тем лучше для его души» (Толстой, 5). Исходя из учения Толстого, в отличие от Брехунова, мы находим Никиту добрым, сочувствующим, задушевным. Следующий параметр сравнения – отношение хозяина и работника к жене:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=