Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

255 в Брехунове, а отражение истиной жизни в Никите. В конце концов мы бываем свидетелями того зрелища, когда «. . . смиренный и простой мужик Никита ду- ховно побеждает надменного горделивого купца Брехунова » (Ранчин, 3). Проведём сравнение Брехунова и Никиты в их отношении к деньгам: Заработать деньги, нажить их и разбогатеть - «Единственная цель, радость и гордость» (Толстой, 1) жизни Брехунова. Несмотря на предвещающую вьюгу, он поехал к помещику в Горячкино, чтобы не пропустить выгодную сделку рощи. Сбившись с дороги и попавши в метель, он не переставал думать о день- гах, о своём имуществе, о других его соперниках в деревне, о людях, с которых он должен был получить деньги. «Лавка, два кабака, мельница, ссыпка, два име- нья в аренде, дом с амбаром под железной крышей,– вспоминал он с гордостью.– » … «И мысль о том, что и он может быть таким же миллионщиком, как Ми- ронов, который взялся с ничего так взволновала Василия Андреича,» (Толстой, 1) Для хозяина все пути, которые приносят деньги, священны. Тяга к деньгам у него столь велика, что ему не совестно так мало платить Никите . Он взял Ни- киту на работу, .. . «дорожа его честностью, любовью к животным и, главное, дешевизной.» . . . «Василий Андреич платил Никите не восемьдесят рублей, сколько стоил такой работник, а рублей сорок, которые выдавал ему без рас- чета, по мелочи, да и то большей частью не деньгами, а по дорогой цене това- ром из лавки» (Толстой, 1). А Никита, с другой стороны, очень хорошо понимает обман своего хозяина, но всё-таки служит ему как отцу родному . Автор учит «... чем ниже понимает себя человек, тем он бывает добрее » (Толстой, 4). Хотя « нехозяин» (Толстой, 1) Ни- кита не наживал много денег в жизни, он заработал любовь, заботу, озабоченность не только всех работников в доме Василия Андреевича, но и своей хозяйки – жены Брехунова и её сына. Когда Никита собирался в путешествие и искал свой кафтан, полушубок и сапоги, все работники в доме сами заботливо взялись помочь ему: « Работница ... весело встретила Никиту, быстро зашевелилась и достала с печи сушившийся там плохонький, проношенный суконный кафтан и начала поспешно отряхивать и разминать его.» А кухарка, выражая своё беспокойсивие о плохих сапогах, говорит: «Ты бы, Степаныч, ноги-то перебул ... а то сапоги худые». Сын Брехунова тоже очень ласково обращаясь к Никите, просит его взять на сани: «– Дядя Микит, дядюшка, а дядюшка! . . . – Меня посади,– просил он. Как Никита мог ему отказать: – Ну, ну, беги, голубок,– сказал Никита и, остановив, посадил про- сиявшего от радости хозяйского бледного, худенького мальчика и выехал на улицу». Хозяйка тоже очень тепло отзывается на просьбу Никиты о кормах лоша- дей: «– Я посмотрю, Никитушка, Семену велю,– сказала хозяйка». Она также по- глощена заботой об одежде Никиты. «– Не холодно тебе будет, Никитушка? – сказала хозяйка, когда он подошел к саням». Никита заработал любовь окружаю- щих себя людей смирением. Он никогда не ссорится, не поднимает голоса, очень тепло обращается к людям: « Ну, ну, беги, голубок! «- Вот спасибо, душа милая» – Эй, душа милая, выдь подержи лошадь!» (Толстой, 1). Сочинитель говорит в «Пути жизни», что смирение соединяет человека с богом, смирение соединяет людей любовью. Толстой там же учит нас, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=