Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

252 4. В-четвертых, в процессе своего формирования, прикладная этика коди- фицирует нравственные нормы: появляются этические кодексы, которые утвер- ждают общие нравственные принципы и ценности 5. И, наконец, процесс формирования прикладной этики связан с этическим образованием – когда античный вопрос о возможности обучения добродетели переходит в практическую плоскость – людям предлагают не просто кодексы, в основе которых лежат нравственные ценности – но и модели поведения, кото- рым обучают для выработки этих ценностей и принципов. Таким образом, несмотря на все противоречия, в подходе Л. Н. Толстого к философии зла и в современном подходе к прикладной этике есть одна важная общая черта – идея о том, что человек может научиться добродетели при четком определении нравственных ценностей. Проблема в том, что у Толстого эти цен- ности определенны, неделимы и неизменны, а в прикладной этике они вариа- тивны и ситуативны. Более того, если говорить о современной цифровой этике – они до конца не определены и не сформированы. Философское понимание зла Толстым могло бы стать основанием для циф- ровой этики по следующим причинам: 1. Цифровая этика – этические правила в виртуальной реальности, искус- ственный интеллект, виртуальное образование и т. п. – в отличие от других при- кладных этик – рано или поздно может коснуться каждого, поэтому именно циф- ровая этика будет претендовать на универсализм. Вот почему в основании циф- ровой этики должны стоять не ситуативные нравственные ценности, а ценности, наибольшим образом приближенные к классической аксиологии. 2. Философия зла Л. Н. Толстого рациональна по своей сути, что позволит нашим современникам убедиться в ее состоятельности не с позиций религиозной веры, а с позиций логики и здравого смысла. 3. Отождествление знания с добродетелью позволит раскрыть смысл знания как основной ценности современного цифрового общества 4. Этическое образование в области цифровой этики может быть построено по принципам этического образования Л. Н. Толстого, тем более что опыт эти- ческого образования был опробован им самим; кроме того, существуют и совре- менные методики, основанные на философии Толстого, которые уже были успешно апробированы в школьном образовании. В современном обществе существует большое количество нравственных противоречий, которые станут особенно острыми в условиях цифровой реально- сти. Поэтому парадоксальная философия зла Л.Н. Толстого может стать основой тех нравственных ориентиров последующих поколений, которые будут сочетать традиционный и неклассический взгляды на цифровую этику. Литература 1. Мелешко, Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого / Е. Д. Мелешко. – М.: Наука, 2006. 2. Толстой, Л. Н. Путь жизни / Л. Н. Толстой. – М.: Республика, 1993.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=