Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

251 лечений; контроль за цифровыми СМИ; различные цифровые сообщества [XI международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2019. К грядущему цифровому обществу. Опыт этического про- гнозирования (100 лет со дня рождения Д. Белла – 1919–2019)», 2019, 119–137]. Практические вопросы этики, так будоражившие общество 60-х (проблемы мира и войны, проблемы экологии, проблемы гендерного равенства и прав раз- личных меньшинств) значительно трансформировались, переместившись в циф- ровое пространство. Причем эта трансформация происходит на уровне нрав- ственных ценностей. В этом смысле можно выделить следующие особенности цифровой этики: 1. Основной ценностью современной цифровой этики являются ценности знания и информации. Парадокс заключается в том, что не всякая информация является достоверной, поэтому знание связано с умением определить достовер- ность информации. 2. Понимание страдания – понятия, отождествляемого у Толстого со злом – становится условным. Парадокс заключается в том, что страдание в современном обществе, с одной стороны, может быть преувеличено и отождествляться всего лишь с отсутствием комфорта, а с другой стороны – уменьшается важность стра- дания другого, так как цифровая реальность полна демонстрацией (визуальной, вербальной) как выдуманных, так и реальных страданий, преподносимых как развлечение, как шоу, из-за чего трансформируется нравственная ценность со- страдания, проявляется терпимость к насилию. 3. Понимание обществом зла в целом также становится условным, и здесь тоже возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, благодаря момен- тальному распространению информации и ее доступности, происходит некая об- щественная рефлексия по поводу зла, особенно по поводу зла, не вписывающего в рамки юридических норм, повседневного зла, о котором писал Л. Н. Толстой – грехов, соблазнов и суеверий, влекущих за собой большее зло. С другой стороны, в цифровой этике (как и в любой прикладной этике) понимание зла становится ситуативным, что мешает его распознаванию. Возникает вопрос – как философская концепция зла Толстого, учитывая все приведенные выше противоречия, может быть повлиять на цифровую этику, осо- бенно в данный момент, на стадии ее формирования? Для ответа на этот вопрос, необходимо, прежде всего, объяснить, что под- разумевается под процессом формирования прикладной этики. 1. Во-первых, процесс формирования прикладных этик всегда происходит на определенном этапе кризиса нравственных ценностей в обществе, который порождает определенный нравственный запрос, или даже вызов. 2. Во-вторых, прикладная этика заменяет право и религиозную мораль во многих ситуациях или областях деятельности. 3. В-третьих, процесс формирования прикладной этики связан с рефлексией по поводу нравственных ценностей и этических принципов, которые впослед- ствии служат эталоном при разрешении этически неоднозначных ситуаций.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=