Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

250 а также соблазны неравенства, соблазны тщеславия, соблазны гордости, и суеве- рия – суеверие насилия, суеверие наказания, суеверие ложной науки, суеверие ложной веры и суеверие государства [Толстой, 1993, 76–77]. В аксиологическом смысле, злу противостоит нравственная ценность без- условной любви, которая может вырасти в душе каждого человека, осознаю- щего, что не грехи, соблазны и суеверия – цель земного существования, а лю- бовь, которая помогает открыть Бога. Помочь раскрыться этой любви может не вера, а разум, рациональное осознание зла и борьба с ним. Разум приближает человека к Богу, позволяя взращивать в душе любовь и жить по закону любви [Толстой, 2003, 413]. Этот краткий обзор понимания зла Толстым позволяет выделить определен- ные парадоксы его философии зла: 1. Зло существует и не существует. Согласно логике Л. Н. Толстого, зло су- ществует как действие, как поступок, но не существует как нечто изначальное, предопределенное (например, как первородный грех в христианской философии) 2. Зло может приблизить человека к благу. Это возможно при условии осо- знания зла. 3. То, что принято считать благом, может обернуться злом. Так, государ- ственные институты являются проводниками грехов, соблазнов и суеверий. Парадоксы современной цифровой этики Цифровая этика, в академическом смысле, является частью информацион- ной этики, то есть одной из разновидностей прикладной этики. Сама идея при- кладной этики могла бы истолковываться Л. Н. Толстым, если бы он жил 60-е годы 20 века (когда прикладная этика начала формироваться) весьма неодно- значно, по следующим причинам: 1. Прикладная этика предполагает некий практический смысл. Она направ- лена не на улучшение склада души, как античная этика (принципы которой, во многом, легли в основу толстовской философии – в частности, в том, что каса- ется отождествления добродетели со знанием), а на избежание, предотвращение возможных проблем и конфликтов. 2. Прикладная этика заботится не столько о благе души, сколько о благе об- щества, или, даже еще уже – некого сообщества (научного, культурного, поли- тического, военного и т. п.), поэтому, следуя логике Толстого, можно сказать, что прикладная этика – это один из институтов, транслирующих суеверия – пря- мое направление ко злу. 3. Прикладная этика печется о соблюдении минимума нравственности в обще- стве, что, в лучшем варианте соблюдения норм прикладной этики хорошо для об- щества, но никак не влияет на совершенствование склада души каждого человека. Однако современная прикладная этика, появившаяся, как уже было сказано, в 60-х годах 20-го века, претерпевает значительные изменения в последние годы, что связано с переходом к цифровому обществу, которое формирует особенное мировоззрение и особенную этику. Цифровая этика – достаточно новая область исследования, находящаяся в процессе становления. В ее ведении находятся эти- ческие проблемы, возникающие в таких сферах как: виртуальная реальность; искусственный интеллект; цифровое образование; цифровая индустрия разв-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=