Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

249 Ю. В. Назарова Тула, Россия ПАРАДОКСЫ ФИЛОСОФИИ ЗЛА Л. Н. ТОЛСТОГО И СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ЭТИКА Аннотация. Философское понимание зла Л. Н. Толстым связано с определением зла как незнанием добра. Такая точка зрения приобретает новые смыслы в современную эпоху станов- ления цифровой этики, когда на первый план выходят ценности знания и информации, в связи с чем традиционные нравственные ценности переживают радикальную трансформацию. Фило- софия зла Л. Н. Толстого осмысляется в статье в контексте современных проблем цифровой этики информационного общества, выделяются основные ценностные парадоксы современной цифровой этики. Делается вывод, что философия зла Л. Н. Толстого может стать основой для формирующейся цифровой этики в современных условиях кризиса ценностей. Ключевые слова: философия зла Л. Н. Толстого, кризис нравственных ценностей, циф- ровая этика, парадоксы цифровой этики, информационное общество. Идеи Л. Н. Толстого о природе зла, о содержании зла становятся особенно ак- туальны в современном информационном обществе, которое стремительно форми- рует новые нравственные ценности, и, вместе с ними, нравственные парадоксы. В этическом смысле, в современном обществе, в связи с цифровизацией, на первый план выходят две проблемы – во-первых, размытое понимание зла, и, во-вторых – закономерный кризис нравственных ценностей, который выражается в их транс- формации, а также в оппозиции и конфликте ценностей. Этот кризис выражается и в формировании новых этических проблем, не имеющих, на первый взгляд, анало- гов в истории. Однако все эти проблемы – всего лишь привычные ситуации, пере- несенные в новое пространство цифровой реальности. В результате секуляризации морали, в ХХ веке нравственные ценности были перенесены либо в отрасль права, либо в отрасль прикладной этики, споры о значении которой продолжаются по сей день. В этих условиях именно концепции великих мыслителей, обладающих значи- мым моральным авторитетом в национальной культуре, могут задать вектор направления для формирования этики нового общества. Парадоксы философии зла Л. Н. Толстого Философия зла Л. Н. Толстого может показаться парадоксальной, так как Толстой рассуждает о зле, подразумевая, что зла, как такового, не существует, потому что зло может преобразить любого человека, когда он дойдет до покая- ния, осознав собственное зло. Таким образом, зло может стать путем к благу. Все зло происходит от незнания того, что есть зло. Именно незнание является наихудшим злом, потому что, благодаря незнанию, зло распространяется и умно- жается в каждой новой своей ипостаси. Примеры того, как это бывает, Толстой описывает в своих художественных произведениях («Анна Каренина»; «Крейце- рова соната»; «Дьявол»; «Фальшивый купон»; «Воскресение»). В этом смысле, осознание зла – это путь к преображению души [Мелешко, 2006, 72–76]. Для осознания зла, по мнению Толстого, необходимо понимать его пути – грехи, соблазны и суеверия. В последней версии «Пути жизни», Толстой пере- числяет такие грехи как чревоугодие, похоть, праздность, корыстолюбие, гнев;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=