Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

247 «лихорадочной тревогой», «постоянным опьянением себя все новыми и новыми затеями». Идеология прогресса, согласно Толстому, – безумна, более того она поглощает жизненное пространство человека, меняя вектор его смыслов, делая труд человеческого общества бесцельным и бессмысленным:. «Дирижабли, под- водные лодки, дредноуты, 50-этажные дома, парламенты, театры, беспроволоч- ные телеграфы, конгрессы мира, миллионные армии, флоты, профессора всяких школ, миллиарды книг, газет, рассуждений, речей, исследований. И люди в такой лихорадочной суете, торопливости, тревоге, в таком напряжении труда, направ- ленного всегда на совершенно не нужное, даже явно вредное, и в таком при этом непрестанном восхищении от самих себя, что не только не видят, не хотят, не могут видеть своего безумия, гордятся им, ожидают от него всяких великих благ и в ожидании этих великих благ все больше и больше опьяняют себя все новыми и новыми затеями, имеющими одну цель – забьггься, и все дальше и дальше за- вязают в безвыходности и политических и экономических, и научных, и эстети- ческих, и этических неразрешимых противоречиях. Мы так устроили, или скорее расстроили свою жизнь, что нам нужно бесчисленное количество самых стран- ных и никому не нужных вещей, и нет места тому одному, что нужно, не может не быть нужно всякому человеку» [Л. Н. Толстой, 1936, 178]. Безумие общественного устройства поддерживается институционально, что способствует извращению истины и укреплению ложных идеалов человече- ского самосознания. Мыслитель подчеркивает, что в современной культуре произошла ценност- ная подмена. Общество лишилось того знания, которое традиционно определяло идеологические форматы социума. Состояние общественного безумия, по мне- нию Л. Н. Толстого, определяется тем, что люди «руководствуются в своей жизни не общим всем людям величайших мудрецов жизни, а …теми случай- ными, явно антиразумными положениями, которые в данное время усвоены большинством людей, не руководствующихся разумом и не признающих его по- ложений для себя обязательным» [Л. Н. Толстой, 1936, 182]. Именно поэтому Л. Н. Толстой обрушивается с критикой на институт церкви, политические и гос- ударственные институты, на современную науку. Критика современной науки концентрируется на критике учения дарви- низма, основа которого заключена в выводах естествознания о борьбе животных видов в живой природе. Возмущение Л. Н. Толстого этим учением связано с тем, что законы природы проецируются на законы общества, а виды конкуренции и борьбы человеческих существ, признаются основополагающими и общепри- знанными в современном обществе. Наука, в это время все больше занимает идеологическую нишу, вытесняя церковь. Именно приверженность общества к новым научным концептам вызывает в Л. Н. Толстом чувство обеспокоенности и острого недовольства. «Учение это заключается в том, что закон жизни чело- веческой может и должен быть выведен из законов, наблюдаемых нами в мире природы, – заключает мыслитель, – «так как в этом, наблюдаемом нами мире внешней природы происходит борьба существ за свое существование, происхо- дят изменения видов, движение и прогресс, то в этом самом и закон жизни лю- дей, т. е. в сущности то, что то самое, что делают люди, как животные существа,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=