Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

245 Мелешко Е. Д. Тула, Россия МЕТАФИЗИКА И ЭТИКА БЕЗУМИЯ (по материалам статьи Л. Н. Толстого «О безумии») Аннотация. В статье анализируется работа Л. Н. Толстого «О безумии». Показано, что основа безумия современной культуры – в уничтожении ее жизненной энергии и нравственной силы, которая коренится в мировоззренческой парадигме религиозно-нравственных учений мудрецов мира. Особенность современной культуры искажена ложными ценностными посту- латами церкви и современной науки, демонстрирующих новые идеологические концепты са- мосознания общества, порождая общественное безумие – «сон разума». Ключевые слова: безумие, разум, культура, этика, религиозно, нравственное учение, любовь, вера, Бог. Статья Л. Н. Толстого «О безумии» (1910) написана и опубликована неза- долго до его смерти. Эта работа является итогом его размышлений о назначении и смыслах современной культуры, прогрессе человека и человеческого обще- ства, начало которых впервые раскрывается в «Исповеди» (1882). В статье «О безумии» показан экзистенциальный рубикон, который был преодолен Л. Н. Толстым в его первом исповедальном произведении – «Исповеди», а в настоящее время определяет смыслы и умонастроения современного обще- ства. Через полгода после публикации этой работы Л. Н. Толстой уйдет из жизни, оставив нам концепцию философии предсмертия в своих дневниках и заметках. В ней метафизика и этика безумия займут свою экзистенциальную нишу. Статья Л. Н. Толстого «О безумии» не потеряла своей актуальности и в XXI веке, который демонстрирует апогей безумия в политике, Понятие безумия . Смысл безумия обозначен Л. Н. Толстым в эпиграфе его статьи «О безумии»: Ce sont des imbeciles. Un imbeciles est avенant tout un homme qu'on ne comprend pas. ( Это – безумцы. Безумец – это прежде всего человек, ко- торого не понимают.) Состояние безумия современной культуры Л. Н. Толстой связывает с безу- мием общества, которое, отказываясь от традиционных ценностей, апеллирует в своей культурной деятельности к «случайным, явно антиразумным положениям, которые в данное время усвоены большинством людей, не руководствующихся разумом и не признающих его положений для себя обязательными» [Л. Н. Тол- стой, 1936, 185]. Л. Н. Толстой, сравнивая современное общество с сидельцами сумасшедшего дома, выделяет градации сумасшествия: 1) Беспокойные. (Прежде они назывались буйными.) 2) Полубеспокойные 3) Спокойные и 4) Испытуемые [Л. Н. Толстой, 1936, 185]. Факторы безумия современной культуры определяются следующими по- ложениями. Право на самоубийство как фактор безумия в контексте общественных умонастроений современной культуры рассматривается Л. Н. Толстым с пози- ций разумности данного действия. Самоубийство, по мнению мыслителя, оправдано с точки зрения разумности и нравственности только в том случае, ко- гда «жизнь невыносима», а смерть «дана человеку, как спасательный клапан».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=