Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

244 через близких родственников, как это было в жизни Иова Многострадального и Льва Толстого, к коему ближайшее окружение не допустило прп. Варсонофия Оптинского. Толстой как носитель естественного откровения и представления о Спасителе как о естественном человеке сопоставляет Его с «Сократом, Буддой, Шопенгауэ- ром» [Матвеева, 2018, 101]. Князь Мышкин тоже носит имя Лев Николаевич, явля- ясь преломлением представлений Толстого о естественном человеке Христе сквозь призму взглядов Ф. Достоевского, видящего в Нем совершенного Бога и совершен- ного человека. Князь Мышкин, будучи автобиографическим героем и Достоев- ского, и Толстого, реализует на первые шаги человека на пути обожения и жизни под непосредственным влиянием Святого Духа и заповедей блаженств. Литература 1. Афанасьев Лазарь, монах. Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители [Электронный ресурс] / Лазарь Афанасьев. – URL :https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/vertograd-starchestva-optinskij-paterik- na-fone-istorii-obiteli/29 (дата обращения: 14.07.2020). 2. Варсанофий, Оптинский, прп. Духовное наследие / Прп. Оптинский Вар- санофий. – М.: Альта-Принт, 2009. 3. Гаспаров, И. Г. Sensus Divinitatis и естественное знание о Боге / И. Г. Гас- паров // Тр. кафедры богословия Санкт-Петерб. духовной академии: Науч. журн. – СПб.: Изд-во СПбПДА, 2018. – С. 47–59. 4. Матвеева, И. Ю. Образ Иисуса Христа в интерпретации Ф. М. Достоев- ского и Л. Н. Толстого / И. Ю. Матвеева // Материалы Толстовских чтений 2018 года в Государственном музее Л. Н. Толстого. – М.: РГ-Пресс, 2019. – С. 99–109.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=