Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

240 С. В. Герасимова Москва, Россия ПРП. ВАРСОНОФИЙ ОПТИНСКИЙ И ЛЕВ ТОЛСТОЙ: ПОЛИФОНИЯ Аннотация. Как духовный писатель прп. Варсанофий Оптинский поднимает те же про- блемы, что Лев Толстой, но они получают иные разрешения. Для обоих писателей важна фи- лософия радости. Прп. Варсанофий учит, что обретение блаженства – смысл жизни человека. Способность радоваться жизни – отличительная черта положительных героев Толстого, осо- бенно Наташи Ростовой. Однако для Толстого радость бытия основана на переживании гар- монии с миром, для прп. Варсонофия – на присутствии Христа в жизни человека. Исход жизни Толстого также осмыслен в контексте бесед прп. Варсонофия. Ключевые слова: Прп. Варсанофий Оптинский, Лев Толстой, радость, блаженство, путь. Младший современник Толстого преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913) связан с литературой не только благодаря тому, что прибыл по бла- гословению Синода на станцию Астапово, на которой 7 (20) ноября 2020 г. скон- чался Лев Толстой, но и потому, что в в его проповедях и записках сохранены зарисовки духовных состояний Пушкина, Лермонтова, Белинского, Тургенева, Достоевского и Толстого, а также потому, что он сам был прекрасным духовным писателем, в творчестве которого поднимаются те же темы и проблемы, что и в творчестве Льва Толстого, но получают иное разрешение. Статья посвящена сопоставлению взглядов прославленного в лике святых духовного писателя прп. Варсонофия (2000) и Льва Толстого на некоторые ключевые проблемы их вре- мени. В статье ставятся цели, предполагающие дальнейшее изучение. Обратимся сперва к общей характеристике личности и творчества Льва Тол- стого, которую дает писателю прп. Варсанофий Оптинский. Во-первых, в беседе 14 июня 1909 г. святой размышляет о хуле на Духа Свя- таго, которая выражается не в том, что христианину приходят на ум «скверные мысли» [Варсанофий, 2009, 43], которые собственно не его, но всеваются «вра- гом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога» [Варсанофий, 2009, 43], а в том, что он отвергает возможность бытия Божия, несмотря на чудеса и «множество фактов, неопро- вержимо доказывающих существование Бога» [Варсанофий, 2009, 43]. И таким отвергшим веру становится для преподобного Лев Толстой. В творчестве самого писателя есть указание на чудеса, способные укрепить душу в вере, – это таинства рождения и смерти. Так, о Левине, духовно сосредо- точенном на родах своей жены Кити, в 14 и 16 главах седьмой части «Анны Ка- рениной» читаем: «Он знал и чувствовал только, что то, что совершалось, было подобно тому, что совершалось год тому назад в гостинице губернского города на одре смерти брата Николая. Но то было горе, – это была радость. Но и то горе и эта радость одинаково были вне всех обычных условий жизни, были в этой обычной жизни как будто отверстия, сквозь которые показывалось что-то выс- шее» (Юб. Т. 19, с. 291) И далее Толстой описывает Кити: «На ее лице была та

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=