Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
235 и Ш. Бодлера). Искусство, оторванное от нравственного начала в целом рассмат- ривается Л. Н. Толстым как неподлинное, подлежащее устранению. Но, разногласия Л. Н. Толстого с символистами носит не полный характер. На это обратил внимание В. Я. Брюсов в своей брошюре «Об искусстве». Брюсов пишет: «Есть сходство в моем определении искусства с положениями Л. Тол- стого, изложенными им в замечательном сочинении о искусстве. И Толстой, и я мы считаем искусство средством общения…Но Толстой углубил этот взгляд. Он, вслед за некоторыми иностранными писателями, отказался в учении о искусстве от понятия красоты. Особой красоты искусства, – говорит он, – нет; если и кра- сиво создание искусства, не в том его сущность. С этим и я соглашаюсь, прини- маю без оговорок» [Брюсов]. Еще одним этическим принципом деятельности в области искусства-явля- ется добровольность. Некоторые виды искусств требуют тяжелого, унижающего человеческое достоинство труда. Речь здесь идет о техническом сопровождении произведения искусства. Сама устремленность к технической простоте и народности (традицион- ному укладу жизни) в корне противоречит позициям футуризма. С которым свя- зано привлечение передовых промышленных технологий и разработка индустри- альной тематики. Таким образом, по отношению к культурному пространству Серебряного века Л. Н. Толстой выступает как представитель традиционной культуры просве- тительского типа. Литература 1. Толстой, Л. Н. Что такое искусство? [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой. – URL: http://tolstoy.ru/online/online-publicism/chto-takoe-iskusstvo/ (дата обраще- ния 10.07.2020). 2. Брюсов, В. Я. О искусстве [Электронный ресурс] / В. Я. Брюсов // Лите- ратура и жизнь. – URL: http://dugward.ru/library/brusov/brusov_o_iskusstve.html (дата обращения 10.07.2020).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=