Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
233 Г. В. Валеева, А. В. Слобожанин Тула, Россия УЧЕНИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО ОБ ИСКУССТВЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Аннотация. В статье рассматривается взгляды Л. Н. Толстого на искусство в соотношении с концепциями Серебряного века (футуризм и символизм). Показывается, что Л. Н. Толстой в своих воззрениях на искусство руководствуется классическим принципом калокагатии. Устанав- ливается общее с символистами коммуникативное значение искусства. Ключевые слова: Серебряный век, Л. Н. Толстой, эстетика, искусство, философия искусства. Серебряный век – явление русской культуры, в котором конкретизирова- лось общеевропейский феномен, обычно называемый без перевода fin de siècle («конец века») или «конец прекрасной эпохи». Однако, начиная с конца девятна- дцатого века, разрушилось стилистическое и мировоззренческое единство евро- пейской культуры, возникает борьба между различными направлениями. Для сравнения укажем, что в свое время господство готики было непререкаемым, как до этого – господство романского стиля. Именно поэтому стоит подчеркнуть субкультурность понятия «серебряный век», включающего в себя, тем не менее еще 4–5 крупных литературно-художе- ственных направлений. Понимать Серебряный век сугубо хронологически нельзя, ибо это приведет к чрезвычайной размытости и беспредметности тер- мина. Л. Н. Толстой рассматривается нами не как представитель Серебряного века, а как его современник, так же много уделяющий внимание феномену ис- кусства, но с иной мировоззренческой позиции. Взгляд представителей Серебряного века в сущности весьма схож, в незави- симости представителем символизма или футуризма, или имажинизма является культурный деятель. Он сводится к признанию искусства как основополагаю- щего феномена, с которым имплицитно связано человеческое существование. Следуя традиции барокко, деятели Серебряного века провозглашают прин- цип синтеза искусств. Этот синтез может, как повторять барочный, углубляться технологическими достижениями (Скрябин) или же выходить на синтез не только видов искусств, но искусств и жизни, промышленного производства (фу- туризм). Сущность искусства Л. Н. Толстой связывает с его коммуникационной функцией. Можно сказать, что Л. Н. Толстой создает две типологии искусства. Первая классификация – это разбиение искусства на авторское и народное (в том числе, данное Богом всем людям). Он так же различает искусство нравственное и искусство безнравственное. К последнему он относит практически все автор- ское искусство, в том числе и свои ранние произведения. Он делает исключение для нескольких авторов: Ф. Шиллера, В. Гюго, Ч. Диккенса и др. Критерием под- линного нравственного искусства становится его простота: «В повествовании об Иосифе не нужно было описывать подробно, как это делают теперь, окровавлен- ную одежду Иосифа и жилище и одежду Иакова, и позу и наряд Пантефриевой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=