Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

230 пострадал за то, что влюбился в любовницу офицера. Это была привлекатель- ная, страстная натура, человек, желавший во что бы то ни стало насла- ждаться, никогда не видавший людей, которые бы для чего-либо воздержива- лись от своего наслаждения, и никогда не слыхавший слова о том, чтобы была какая-нибудь другая цель в жизни, кроме наслаждения. Нехлюдову было ясно, что оба были богатые натуры и были только запущены и изуродованы, как бы- вают запущены и изуродованы заброшенные растения » [Толстой, 1928–1958, т. 32, 312–313]. Обратим внимание, что фигура этого человека антитетична образу фило- софа Федорова: страсть и желание наслаждений были совсем не характерны для библиотекаря Румянцевского музея, который вел очень аскетический образ жизни. Лишь растительное сравнение выдает тут возможную антитезу с Федоро- вым. Но вот в черновиках к роману образ героя Федорова изображен гораздо бо- лее полно и колоритно, дан его портрет, подробно описаны черты характера и преступление, а также общение с Нехлюдовым. Общий облик персонажа и от- дельные подробности должны были показать современникам, что Федоров в ро- мане – полная противоположность известному историку, мыслителю и библио- графу. Так, герой Федоров красив и следит за собой, Нехлюдов застает его в ка- мере « стоящим у окна и расчесывающим гребенкой свои вьющиеся намасленные волосы », Федоров нравится женщинам и постоянно стремится к общению с ними, Нехлюдов снабжает Федорова книгами, а последний « от Евангелия и всех нравоучительных книг <…> прямо отказывался » [Толстой, 1928–1958, т. 33, 254]. Кроме того, в черновиках к роману Федоров совершает не одно страшное и зверское убийство: вдвоем с подельником они зарезали целую се- мью: чиновника и трех его дочерей. На соотношение героя романа «Воскресение» с Федоровым обратила вни- мание О. П. Виноградова. Исследовательница показывает, что фамилия персо- нажа приобретает особый смысл, обращаясь к черновым материалам романа, констатирует: « В редакциях к роману видно, что образ Федорова занимал в по- вествовании не последнее место; Нехлюдов именно на его истории приходил к убеждениям пагубности суда и наказания; образ же жертвы Федорова (в ру- кописи к роману) – олицетворение идеи Толстого о непротивлении злу насилием » [Виноградова, 2019, 99]. С представленным утверждением сложно не согла- ситься: и в черновиках к роману, и в итоговом тексте Толстой обличает исправи- тельную систему, которая не способна благотворно повлиять на человека. В окончательном тексте романа Толстой показывает, как тюремное заключение негативно влияет на всех героев: « Люди, пожившие в тюрьме, всем существом своим узнавали, что, судя по тому, что происходит над ними, все те нравствен- ные законы уважения и сострадания к человеку, которые проповедываются и церковными и нравственными учителями, в действительности отменены, и что поэтому и им не следует держаться их. Нехлюдов видел это на всех зна- комых ему арестантах: на Федорове, на Макаре и даже на Тарасе, который, проведя два месяца на этапах, поразил Нехлюдова безнравственностью своих суждений » [Толстой, 1928–1958, т. 32, 412].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=