Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

228 злоупотребления чувственностью, которое и дробит массу (сельский род), пре- вращает ее в толпу » [Федоров, 1995–2004, т. 1, с. 38]. Не исключено, что внимание Толстого к земельному вопросу, проблемам жизни русских деревень, из которых убегает народ, особая любовь писателя ко всему живому, а также ключевые особенности его историзма, в свою очередь могли вывести Федорова к углубленной разработке проблемы места и роли лич- ности в дальнейшей истории человечества. Современные исследователи ноосферы считают главным заблуждением по- становку вопроса о человеке как определяющем факторе развития всей био- сферы: « Слова “человек покоряет природу и космос” носят характер высокоме- рия. Человек призван не покорять природу, он только приспосабливается жить в изменяющихся условиях природы, приспосабливается иметь возможность ле- тать и плавать, но при этом он не изменяет ни природу Земли, ни космоса» [Петров, 2018, 482]. Обратим внимание на тот факт, что важнейшие позиции учения Федорова о самообучающемся, растущем, превозмогающем свою природу человеке Тол- стой развивал, начиная со своих первых произведений. В центре всех трех рома- нов Толстого – лучшие герои, которые проходят определенные фазы, постепенно приближаются к осознанию ценности доброго и искреннего отношения к окру- жающим людями и всему живому. Но если в «Войне и мире» и «Анне Карени- ной» Толстой не пишет еще открыто о том, что именно Богом человек направля- ется к идее преображения своей жизни, то весь роман «Воскресение» выражает эту главную толстовскую мысль: «“Да, чувствовать себя не хозяином, а слугой”, – думал он и радовался этой мысли» [Толстой, 1928–1958, т. 32, 226]. Федоров также считал, что Бог « развивает человека через него самого », « наводит на мысль о его предназначении и деле, до сути которого человек должен доду- маться сам » [Семенова, 1995, 12]. Федоров, а вслед за ним и многие его ученики и последователи выдвинули новый, космический взгляд на человека, который ученые нынешних дней пред- ставляют как « совершенно новый для нас этап в осмыслении окружающего мира, когда мы, наконец, увидели, что все, что нас окружает – и мы сами – вписыва- емся в Единый План эволюции мироздания, что мы – не полновластные хозяева и «венцы» природы, а ее сотрудники и коллеги (или нерадивые и безответствен- ные “жильцы планеты”) » [Бирич, 2014, 8]. Русские классики всегда уделяли природе большое внимание, но в романе «Воскресение» читатель сталкивается не просто с образами природы: окружаю- щий живой мир представлен целостно, как зависящий от человека и вместе с тем значительно поднимающийся над ним, обнимающий его. Образ земли в «Вос- кресении» многозначен: помимо земельного вопроса, представляемого с полити- ческой и экономической точки зрения, мы видим образ земли-кормилицы и земли фактически в планетарном масштабе – как дома для всего человечества. Скорее всего, эти оттенки значений появлялись в художественном мире Тол- стого не без влияния Федорова. В эпическом романе, где оказался отражен гло- бальный кризис, ставящий под вопрос будущее страны и народа, они позволили писателю создать продуманную линию утверждения правильной модели бытия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=