Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

227 Целостный анализ романа «Воскресение», в котором противоречия толстов- ской публицистики отступают на второй план, открывает близость ключевых идей Федорова и Толстого, их чрезвычайную актуальность в наши дни. В «Вос- кресении», в отличие от статей Толстого, мы можем наблюдать, как многочис- ленные антитезы объединяются присутствующим в художественном мире идеа- лом гармоничной жизни человека, ставшей одним из важнейших предметов в рассуждениях философов – основателей космизма. Как замечают современные исследователи, « мы вступили в цивилизацию лжи, где правят антиприродность, обман и самообман. <…> Общий философский анализ создавшейся в начале XXI в. обстановки позволяет констатировать, что в настоящее время имеет место полиаспектный, многогранный системный глобальный катастрофиче- ский кризис: экологический, социальный, антропный. Иными словами, планету охватил катастрофический антропосоциоэкопланетарный кризис » [Нали- вайко, Ушаков, Ушакова, 2016, 21]. А ведь в «Воскресении» Толстой показал не просто бедственное положение русского крестьянства, но шире – критическое положение человечества , кото- рое во многом и обусловило эпический масштаб романа. По сути дела, в «Вос- кресении» отмечаются все те многочисленные проблемы, которые констатируют ученые конца XX – первых двух десятилетий XXI вв.: краткосрочные планы и прогнозы, рассчитанные на получение прибыли и игнорирование не только судьбы человечества, но и окружающих людей, а также следующих поколений; определение финансовых средств и власти над людьми как главных ценностей; утверждение нарастающего комфорта и удовольствий, погоня за роскошью, раз- витие необузданных потребностей; распространение и поддержание иллюзий и обманов, позволяющих использовать людей как рабочую силу. И Толстой, и Достоевский заинтересовались взглядами Федорова не слу- чайно: одной из ключевых в его философии оказалась чрезвычайно продуктив- ная идея нового представления человека, близкая пониманию личности рус- скими классиками. И для Толстого, и для Достоевского (как и почти для всех русских писателей) человек не значим как единица, как элемент, обособляю- щийся от других. Еще до работ Федорова наши романисты убедительно пока- зали, что только соборное единение русского народа дало возможность России пережить серьезные невзгоды и именно оно позволит стране выйти из критиче- ских ситуаций. Для Толстого понятия народа и толпы, родственности и чуждости были значимыми и в раннем, и в позднем творчестве, ибо определяли возмож- ность и способность личности быть причастной соборному единству. Ключевую для Толстого проблему соотнесения человека и человечества Федоров считал од- ной из важнейших: « Только в учении о родстве вопрос о толпе и личности полу- чает решение: единство не поглощает, а возвеличивает каждую единицу, раз- личие же личностей лишь скрепляет единство, которое все заключается, во- первых, в сознании каждым себя сыном, внуком, правнуком, праправнуком... по- томком, т. е. сыном всех умерших отцов, а не бродягою, не помнящим родства, как в толпе; и, во-вторых, в признании каждым со всеми вместе, а не в розни, не в отдельности, как в толпе, долга своего к ним, ко всем умершим отцам, долга, ограничения коего исходят только из чувственности или, точнее, из

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=