Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

224 постели» [Толстой, 1928–1958, т. 49, 58]. Это описание в дальнейших коммента- риях Толстого лишь дополнялось положительными отзывами. В дневнике от 7 апреля 1884 г. Толстой подчеркивает два значимых момента: ожидание чего-то Федоровым от него и собственное спокойствие рядом с этим человеком [Тол- стой, 1928–1958, т. 49, 73]. В дневнике от 17 мая 1884 г. Толстой отмечает, что Федоров «все так же добр к нему» [Толстой, 1928–1958, т. 49, 90]. Разумеется, между Федоровым и Толстым происходили содержательные разговоры, причем свою позицию выражали обе стороны. В дневнике от 14 января 1889 г. Толстой передает и удивление, и долю несогласия с Федоровым: «Колол дрова, ходил, встретил Николая Федоровича и с ним беседовал. У него в роде как у Урусова в жизни и книгах не то, что есть, а то, что ему хочется. И интонации уверен- ности удивительные. Всегда эти интонации в обратном отношении с исти- ною» [Толстой, 1928–1958, т. 50, 23]. Далее Толстой еще раз записывает о том, что с Федоровым ему легче, Толстой рассказывает «об искусстве» и получает одобрение [Толстой, 1928–1958, т. 50, 65]. Очень важны высказывания Толстого о Федорове, где он объясняет свое от- ношение к учению последнего. В письме к В. И. Алексееву в ноябре 1881 г. Тол- стой оговаривается, что не разделяет взглядов Федорова: «Это библиотекарь Румянцевской библиотеки. <…> Он составил план общего дела всего человече- ства, имеющего целью воскрешение всех людей во плоти. Во-первых, это не так безумно, как кажется. (Не бойтесь, я не разделяю и не разделял никогда его взглядов, но я так понял их, что чувствую себя в силах защитить эти взгляды перед всяким другим верованием, имеющим внешнюю цель). Во-вторых и глав- ное, благодаря этому верованию, он по жизни самый чистый христианин» [Тол- стой, 1928–1958, т. 63, 80–81]. Слова « это не так безумно, как кажется » застав- ляют задуматься о том, что Толстой был все-таки положительно настроен по от- ношению к идеям Федорова, он принимал их, если не разумом, то сердцем, мак- симально подошел к ним не в публицистике, а именно в художественных произ- ведениях, в частности, в романе «Воскресение». В письме к И. М. Ивакину от 12 ноября 1891 г. Толстой высказывает свое мнение по поводу управления силами природы, о котором говорил Федоров: «О воздействии на движение туч, на то, чтобы дождь не падал назад в море, а туда, где он нужен, я ничего не знаю и не читал, но думаю, что это не невоз- можно и что все, что будет делаться в этом направлении, будет доброе» [Тол- стой, 1928–1958, т. 66, 85]. Обратим внимание на фразу, по форме очень похо- жую на ту, что была написана Толстым 10 лет назад. «Не так безумно», «не не- возможно» – само построение этих фраз говорит о том, что Толстой оставлял и себе некоторый шанс разумного принятия идей Федорова. Окончательный разрыв между Толстым и Федоровым произошел зимой 1891–1892 гг., когда в России был сильнейший голод, связанный с неурожаем. Поводом для разрыва дружеских отношений стала статья Толстого, в которой Федоров не смог принять отношения писателя к власти. В статье «О голоде», которая вышла в переводе Э. Диллона в английской газете «Daily Telegraph» от 14/26 января 1892 г. под заголовком «Почему голодают русские крестьяне?» Толстой резко высказался по поводу позиции власти, а также поведения очень

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=