Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
223 В. Г. Андреева Москва, Россия ДИАЛОГ Л. Н. ТОЛСТОГО И Н. Ф. ФЕДОРОВА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «ВОСКРЕСЕНИЕ» * 1 Аннотация. В статье кратко представлена история отношений Л. Н. Толстого и Н. Ф. Федорова, анализируется возможное взаимное влияние писателя и библиографа- философа, рассматривается предполагаемое воздействие космизма на Толстого при со- здании им «Воскресения». Автор работы констатирует: в последнем своем романе Тол- стой смог отразить кризис человечества, что позволило ему создать глобальный, эпиче- ский роман, а также показать линию утверждения, связанную не только с соблюдением этических норм и правил, с жизнью по Евангельским заветам, с духовным ростом, но и с возможным будущим воскресением людей. Это воскресение или воскрешение в художе- ственном мире произведения, в отличие от публицистики писателя, открыто не отверга- ется, а преподносится через сложную систему контрастов и соответствий героев. Ключевые слова: Л. Н. Толстой, Н. Ф. Федоров, космизм, воскресение, эпический ро- ман, государство, Церковь, личность, соборное единство, сознание, этические принципы. До сих пор в литературоведении не обращалось должного внимания на тот факт, что в романе «Воскресение» Толстой максимально приближается к идеям русского космизма, поднимает проблему роли человека в творческой эволюции Земли. Русские религиозные философы очень много спорили с Толстым и возра- жали ему в вопросе взаимодействия человека и церкви. Между тем, ушедший в публицистике в крайности отрицания Божественной сути Иисуса Христа, в своем художественном творчестве Толстой в каком-то роде приблизился к «фи- лософии всеединства» В. Соловьева и «философии космизма» Н. Ф. Федорова. С. Г. Семенова замечает, что для Толстого (как и для Достоевского и В. С. Со- ловьева) контакты с Федоровым были очень значимы в идейном и мировоззрен- ческом плане [Семенова, 1995, 8]. Скорее всего, разговоры с Федоровым и об- суждение его теории повлияли на Толстого при написании романа «Воскресе- ние», название которого совпадает с ключевым понятием трудов Федорова, его «Философии общего дела», выраженным им самим как «учение о воскрешении» . Перед тем как обратиться к художественному миру романа, остановимся кратко на отдельных идейных этапах истории общения Федорова и Толстого, ко- торая подробнее всего описана в литературоведческих статьях С. Г. Семеновой. Писатель и философ познакомились в 1881 г., когда Толстой пришел к Федорову в библиотеку Румянцевского музея. Федоров почти с самого начала критически воспринимал публицистику Толстого, считая его великим художником, но пло- хим мыслителем. Около 10 лет общались писатель и философ и, как можно су- дить по дневникам и письмам Толстого, их разговоры оказывали на последнего значительное воздействие. В дневнике от 5 октября 1881 г. Толстой записывает свое первое впечатле- ние от встречи с Федоровым: «Николай Федорыч – святой! Каморка. Испол- нять! – Это само собой разумеется. – Не хочет жалованья. Нет белья, нет 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00102.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=