Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

221 литературы. «Те сюжеты, которые заключены в трех притчах, на первый взгляд, кажутся простыми, но в них заключена народная мудрость, та истина, которую проповедовал Христос…» [Блохина, 2020, 3]. В 8 классе в программу по родной (русской) литературе рекомендуем вклю- чить рассказ Л. Н. Толстого «Солдаткино житье». Это произведение написано от лица мальчика, который не помнит своего отца, потому что он служит в солда- тах. Рассказ покажет ребятам нелегкую жизнь солдатки, одной растившей сына. Доброе произведение, пронизанное надеждой на лучшую жизнь в полной семье, где царит любовь и счастье. В 9 классе можно порекомендовать для изучения рассказ Л. Н. Толстого «Три старца». В этом произведении писатель затрагивает вопрос веры и истин- ного служения Богу. Ребята при обсуждении этих тем сами задумаются о насто- ящей вере, праведничестве, молитвах. Подобные вопросы вполне соответствуют возрасту 15 лет, когда подростки определяются с ориентирами. Данные рекомендации обусловлены, прежде всего, нравственным содержа- нием произведений Льва Николаевича Толстого. Подросткам необходимо учиться размышлять над вопросами бытия человека. Поскольку Л. Н. Толстой сам был педагогом, то каждое его творение несет воспитательный посыл. Важ- нейшую задачу педагогики Толстой видел в «наведении ума на обобщения, пред- ложения ему, в такое время и в такой форме, таких частностей, из которых легко делаются обобщения» [Шадская, 1997, 223]. Литература 1. Баранова, Г. А. Особенности реализации эмоционально-ценностного ком- понента содержания образования в учебных книгах по чтению Л. Н. Толстого / Г. А. Баранова // XXIII Междунар. Толстовские чтения: Тез. докл. науч. конф. (8–10 сент. 1997 г.). – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1997. 2. Блохина, Н. Г. Филологический анализ текста повести Л.Н.Толстого «Три притчи» [Электронный ресурс] / Н. Г. Блохина. – URL: https://cyberleninka.ru/ar- ticle/n/filologicheskiy-analiz-teksta-povesti-l-n-tolstogo-tri-pritchi/viewer 3. Шадская, А. В. Формирование философско-нравственных понятий млад- ших школьников на уроках чтения: (По материалам учебного пособия «Азбука Льва Толстого») / А. В. Шадская // XXIII Междунар. Толстовские чтения: Тез. докл. науч. конф. (8–10 сент. 1997 г.). – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1997.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=