Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

220 Т. А. Чихачева Тула, Россия РАССКАЗЫ Л. Н.ТОЛСТОГО НА УРОКАХ РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ Аннотация. В данной статье рассматривается воспитательный потенциал рассказов Льва Николаевича Толстого, которые можно предложить для изучения на уроках родной (рус- ской) литературы. Ключевые слова: рассказы Л. Н. Толстого, нравственное содержание произведений, уроки родной (русской) литературы, воспитание подростков. В текущем учебном году в тульских школах был введен новый предмет – родная (русская) литература. Перед учителями встал вопрос о содержании рабо- чей программы. Можно воспользоваться имеющимися программами в сети Ин- тернет, но можно разработать авторскую рабочую программу с учетом регио- нальных особенностей. В нашем регионе много писателей, чье творчество может стать предметом школьного изучения. В связи с этим предлагаем включить про- изведения Льва Николаевича Толстого с 5 по 9 класс с учетом возрастных осо- бенностей и читательского интереса. Обращение к текстам великого русского писателя обусловлено большим вос- питательным потенциалом его произведений для детей. «Ценностно-ориентирован- ные тексты содержат оценки, выражают определенные чувства. Для таких текстов характерен убеждающий или эмоционально-образный стиль… Необходимым условием влияния текстов на формирование ценностей личности является их эмо- циональная насыщенность, т. е. способность вызывать у учащихся переживание разнообразных чувств, связанных с ценностью» [Баранова, 1997, 206]. В рабочую программу по родной (русской) литературе для 5 класса рекомен- дуем включить рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки». Это произведение бу- дет интересно для обучающихся, во-первых, тем, что посвящено животным. Эта тема близка детям 10–11 лет. А во-вторых, написано простым, доступным языком. Во время чтения возникает ощущение, что автор сам рассказывает историю, как очевидец. При изучении рассказа необходимо обратить внимание на идею гума- низма, которую писатель осветил. Автор напоминает детям о необходимости бе- режного отношения людей друг к другу и к братьям нашим меньшим. Для обучающихся 6 класса можно предложить для изучения произведение «Суратская кофейная (Бог один у всех)». Оно построено в форме диалога о том, чья религия правильная. В процессе чтения ребята узнают много новых слов, связанных с церковной темой. Но главное – поучительный характер произведе- ния. Оно позволит задуматься о толерантности, об уважении к чужой религии, иной вере. Это очень важно в условиях современного общества, где в классах обучаются дети разных национальностей с разным вероисповеданием. Для семиклассников предлагаем произведение «Три притчи». Оно и по структуре, и по содержанию уже сложнее, чем предыдущие. Но повесть позволит обсудить важные вопросы морали. Кроме того, обучающиеся познакомятся с жанром притчи, о котором нет возможности говорить на обычных уроках

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=