Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

218 Урок русского языка в 10 классе начинается с цитаты: «Язык «Войны и мира» ярок, прост, выразителен, многокрасочен и строго логичен. В этой вели- кой исторической эпопее, по словам В. Виноградова, глухо и сквозь живой гул современности 1860-х годов должно было звучать «эхо» голосов изображаемой эпохи. И Толстой сумел довести это «эхо» до своих читателей» [Библиоман, 2020]. На занятии необходимо решить несколько задач: 1) Проанализировать фрагмент романа с точки зрения частотности употреб- ления той или иной части речи. 2) Выявить роль конкретной части речи во фрагменте текста романа. 3) Указать на психологизм писателя через анализ морфологии языка. На первом этапе работы обучающиеся представляют выводы, сделанные при подготовке домашнего задания. Во фрагменте «Николай Ростов на берегу Дуная» использовано 168 слов. Из них деепричастий – 1, причастий – 3, СКС – 2, наречий и прилагательных по 10 слов. Остальные слова – слова иных частей речи. Итак, Л. Н. Толстой использовал следующие наречия: хорошо (показалось), ярко, торжественно (опускающиеся), ласково-глянцевито (блестела), еще лучше (были), там (2 раза), тут, опять . Прилагательные: (небо) голубо, спо- койно, глубоко, далеком, лучше, далекие, таинственные, сосновые, болезненно- тревожное. Обучающиеся зачитывают слова автора и внутренний монолог Ни- колая Ростова и делают вывод: слова автора эмоционально передают состояние героя (на это указывают восклицательные знаки в конце предложений, а также осложненные однородными членами предложения). Но вот внутренний монолог Николая Ростова характеризуется как взволнованная от увиденной картины речь (многоточия в конце предложений, речевые повторы). Прилагательные и наре- чия, использованные автором, играют роль эпитетов. Во втором фрагменте «Кто они? Зачем они?...» десятиклассники выявили следующие особенности. Из 349 слов автором использовано 4 наречия, 4 прича- стия, 3 деепричастия и 22 прилагательных. Безусловно, глаголов и существитель- ных в этом фрагменте больше иных частей речи. Но ребята обратили особое вни- мание на то, что прилагательные Л. Н. Толстой использует там, где Николай Ро- стов вспоминает родной дом и близких: «А был же и я когда-то дома, сильный, веселый, любимый». «Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи» . Таким образом, очевид- ным стал вывод: Лев Николаевич использует в основном глаголы и существи- тельные при описании отрицательных с точки зрения эмоций картин. Но для опи- сания теплых чувств героя применяет прилагательные и местоимения. В ходе обсуждения роли различных частей речи в тексте особенно заинте- ресовал ребят тот факт, что Николай Ростов и в первом, и во втором фрагментах романа пытается мыслями отвлечься от ужасных картин войны и жестокости. Герой «Войны и мира» находит противопоставление в картинах природы, как в 1 фрагменте, или в воспоминаниях, как во 2 фрагменте. Десятиклассники уди- вились, когда через анализ данных эпизодов романа сами пришли к смыслу названия, в котором дана антитеза.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=