Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

217 А. Ю. Никитина Тула, Россия СТРАНИЦЫ РОМАНА «ВОЙНА И МИР» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ Аннотация. В статье представлен вариант урока русского языка в 10 классе по теме «Морфология», который построен на материалах романа. Подобная работа может способ- ствовать формированию читательского интереса к великому произведению Л. Н. Толстого. Ключевые слова : роман-эпопея «Война и мир», язык писателя, роль различных частей речи, урок русского языка. В последнее время много говорят о проблеме отсутствия интереса к чтению у обучающихся. Особенно это актуально в старших классах. Каждый учитель при- думывает свои приемы, формы, чтобы приобщить ребят к образцовым текстам рус- ской литературы. Когда учитель увлекается творчеством какого-то писателя, можно обратиться к его текстам. Вот мы предлагаем объединить уроки изучения романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого с уроками повторения морфо- логии в 10 классе. Это, с одной стороны, расширит границы знаний обучающихся о роли различных частей речи в художественном тексте, а с другой стороны, помо- жет приобщить ребят к творчеству великого русского писателя. «Уроки русского языка и уроки литературы, приобщая школьников к языковой культуре, призваны решать смежные, а часто и одни и те же задачи разными методами и на разном язы- ковом материале. Бесспорна связь этих родственных учебных предметов. Она ста- новится особенно тесной в работе по развитию речи учащихся, и в частности в ра- боте над выразительным чтением» [Панкова и др., 2019, 36]. Проанализировав рабочие программы в 10 классе по русскому языку и ли- тературе, пришли к выводу, что тема «Обобщающее повторение морфологии (причастие, деепричастие, наречие, СКС, служебные части речи)» идет парал- лельно с работой над 1 томом романа «Война и мир». Для работы на уроке были выбраны фрагменты, связанные с Николаем Ростовым. Первый – на берегу Ду- ная (часть 2, глава 8), второй – Николай Ростов после ранения (часть 2, глава 21) [Толстой, 1981, т.1, 185, 248]. Десятиклассникам было предложено проанализи- ровать фрагменты с точки зрения частотности употребления тех или иных частей речи, а также их роли в художественном тексте. Безусловно, обучающимся из- вестны морфологические особенности самостоятельных и служебных частей речи, но роль их в тексте для передачи настроения или состояния персонажа не была предметом наблюдений с 5 по 9 класс. Подготовительная работа: первой группе обучающихся было предложено прочитать 1 фрагмент со слов «Николай Ростов отвернулся…» до слов «…сли- лось в одно болезненно-тревожное впечатление», разделить фрагмент на слова автора и внутренний монолог персонажа, посчитать количество наречий, крат- ких прилагательных и причастий. Выписать отдельно слова, передающие эмоци- ональное состояние персонажа. Второй группе сделать то же самое во 2 фраг- менте со слов «Кто они? Зачем они?» до слов «И зачем я пошел сюда…». Эти задания были предложены в качестве домашнего задания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=