Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

216 любопытство и желание учиться у каждого ребенка. Только обучение через ис- следование приносит определенные результаты. И Лев Николаевич, и Януш Корчак выступали за отказ от телесных наказа- ний; практическое обучение, эмпирическое познание и непрерывные экспери- менты и наблюдения они ставили на первый план. Учитывая временные рамки можно утверждать, что Л. Н. Толстой стал настоящим учителем для Я. Корчака. Его вера в практическую работу, настойчи- вость в свободе обучения и методы обучения чтению через рассказы, а не заучи- ванию наизусть, оказали сильное влияние на Корчака, который продолжил под- ход к образованию, в основе которого находился ребенок со своими взглядами, убеждениями, мыслями. Идеи, вопросы, которые поднимали, развивали и воплощали в жизнь педа- гоги-гуманисты, остаются актуальными и на сегодняшний день. Это прогрессив- ное наследие, изменившее сложившуюся в конце19-начале 20 века традицион- ную систему преподавания и обучения в России и Польше. Философия образо- вания Л. Н. Толстого и Я. Корчака известна не только в их родных странах, но и далеко за пределами: она изучается, интерпретируется, принимается прогрессив- ными педагогами, желающими получить положительные результаты в своей профессиональной деятельности. Литература 1. Заварзина, Л. Э. Л. Н. Толстой в оценке П. Ф. Каптерева / Л. Э. Заварзина. – Педагогика. – № 8. – 2008. – C. 65–76. 2. Корчак, Я. Право ребёнка на уважение / Я. Корчак. – М.: Пед. наследие, 2014. 3. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 20 т. / Л. Н. Толстой. – М: ТЕРРА, 1998. – Т. 15. Статьи из педагогического журнала «Ясная Поляна».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=