Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

215 образовательные идеи. Для него значимым была сама личность школьника, его внутренний образ. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать… В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов [Толстой, 1998, 3]». Что касается Януша Корчака – это Человек, личность, деятельность которой является примером настоящей веры и преданности детям, своему делу. Человек, который, имея возможность остаться в живых, остался верен своему долгу, же- лая правильно воспитывать детей, сам, своими поступками не изменил ни себе, ни своим идеям. Януш Корчак считал самореализацию наиболее подходящим способом вза- имодействия взрослых с детьми, и это стало основой прогрессивного, гумани- стического образования. Он справедливо отмечал, что «дети заслуживают ува- жения, доверия и дружеского отношения» [Корчак, 2014, 17] , несмотря на то, что они находятся во власти взрослых во всех нуждах. Эту идею мы встречаем и у Льва Николаевича, который хотел создать лучшее общество для детей. Но Корчак пошел дальше: он предоставил детям не только школу, но и дом, потому что эти категории не могли быть разделены. Сравнительный анализ деятельности двух великих людей показывает как общее, так и частное. Так, Лев Толстой является представителем аристократиче- ской семьи из царской Россия, а Януш Корчак – представитель среднего класса, родился и жил в Польше. Первый учился в университете, но не закончил, второй – получил образование врача в Варшавском университете. Оба участвуют в вой- нах, но педагогические идеи всегда присутствуют в их жизни. Лев Толстой ос- новал бесплатную школу в Ясной Поляне, где занимался воспитанием и обуче- нием крепостных крестьян. Чуть более трех лет (1859–1862) работал в школе, но в дальнейшем продолжал свое участие в виде политических реформ, писатель- ской деятельности. Он издал свои собственные буквари, полный учебный план для начинающих. Януш Корчак более 20 лет непосредственно занимался педагогической дея- тельностью, создал Дома для своих воспитанников, один из которых был для ев- рейских сирот, а другой – для польских детей, «руководил детскими приютами, преподавал, сотрудничал с журналами, выступал по радио, читал лекции в Сво- бодном польском университете и на высших Еврейских педагогических курсах» [Корчак, 2014, 5]. В отличие от Толстого, он не писал учебники, но создал систему правосу- дия, позволил детям быть «взрослыми» в своей собственной школе с системой самоуправления и коллегиального контроля. Им был создан суд пэров, где дети принимали участие в решении важных вопросов: они учились правилам жизни не в теории, а на практике. Он был настоящим гуманистом в том, что он основы- вал свои педагогические убеждения с точки зрения детей, и он хотел создать луч- шее демократическое общество для этих детей, которые были бессильны. Общим и для Л. Н. Толстого, и для Я. Корчака был подход, ориентирован- ный на желание самих обучающихся: они верили в личный выбор и врожденное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=