Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

214 Г. А. Михайлова Владивосток, Россия ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО И Я. КОРЧАКА Аннотация. В данной статье рассматриваются педагогические взгляды Л.Н. Толстого и Януша Корчака. Автор представляет общие и частные взгляды на идею воспитания детей, дает сравнительный анализ воспитательной деятельности представителей двух стран – Рос- сии и Польши. Ключевые слова: педагогическая деятельность; воспитание; обучение, ориентирован- ное на ребенка. Вопросы воспитания подрастающего поколения остаются актуальными уже в течение многих десятилетий. Учителя, преподаватели, все заинтересованные лица пытаются найти ответы на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Как вос- питывать детей?». В контексте решения этих проблем обращение к педагогиче- скому наследию выдающихся людей является необходимым, так как изучение идей прошлого, знакомство и анализ вопросов воспитания и обучения представи- телей разных стран поможет найти ответы, сориентирует современных педагогов в творческих поисках. В связи с этим, представление идей Л. Н. Толстого и Я. Кор- чака в данной статье, анализ их подходов к вопросам воспитания является акту- альным и интересным, потому что они не только писали, как должен строится про- цесс воспитания, но и сами принимали активное участие в воспитании детей, были инициаторами новых подходов в отношении к молодому поколению. Есть определенный парадокс в их профессиональной деятельности: до того, как они начали писать об образовании, они вынуждены были много трудностей испытать на себе. Прежде всего, это участие в войнах, которое не могло не ска- заться на мировоззрении будущих воспитателей. Идея, которая впоследствии ре- ализовалась, состояла в создании лучшего общества, которое могло возникнуть только в результате корректного, правильного воспитания детей. Таким образом, Лев Николаевич после активного участия в военных действиях, длительных пу- тешествиях по Европе, в процессе которых он изучал вопросы школьного обра- зования, отношений между учителями и учениками, написал одиннадцать ста- тей где представил жестокие системы народных образований в царской Рос- сии и в странах Западной Европы, организует школу для неграмотных кре- стьянских детей, занимается их просвещением, воспитанием. То унижение, же- стокое обращение с детьми в школах, которое увидел Толстой, сформировали его собственный подход к школьному воспитанию: нельзя убивать творчество и врожденное любопытство детей, нельзя полагаться на страх, только радость в процессе обучения является естественным стимулом. Учителя не должны навя- зывать свое собственное суждение. Ребенок должен сам искать выход, решение из тех посылов, которые стоят перед ним. Толстой рассматривал учение как ис- кусство, у него не было ни методики, ни предписаний, как быть хорошим учите- лем. Он относился к каждому ученику индивидуально и не обобщал свои

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=