Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
209 Мы проанализировали материалы в сборниках конференции за 7 лет, и ока- залось, что практически каждый год есть выступления по толстовской тематике. Важно отметить, что тематика исследований, связанных с творчеством Л. Н. Тол- стого, представляет собой довольно широкий диапазон, включающий литерату- роведческие, методические и лингвистические изыскания студентов и школьни- ков. Остановимся подробнее на некоторых из них. Сборник конференции 2015 года [Русский язык.., 2015] содержит один до- клад, обращенный к творчеству Толстого и преломляющий его в методическом аспекте. Статья «‛Азбука’ Л. Н. Толстого в методике преподавания русского языка как иностранного » студента ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Россия, г. Тула) Ба- наизада М. (науч. руководитель Романов Д. А.). В исследовании поднимаются проблемы методического плана, в частности, вопросы обучения русскому языку студентов Афганистана и возможности использования в этом процессе «Азбуки» Л. Н. Толстого. Автором наглядно показана схема дидактического процесса и описаны результаты афганских студентов, которых они достигли в изучении русского языка в течение года, в том числе с помощью книги «Азбука» Льва Тол- стого. Студент делает вывод, что труды великого писателя востребованы сегодня не только как художественное достояние, но и методическое, в том числе и для иностранных студентов. Сборник конференции 2017 года [Русский язык.., 2017] . В материалах кон- ференции представлены 4 статьи казахстанских и китайских студентов, в кото- рых на материале произведений Л. Н. Толстого показаны лингвистические осо- бенности его авторского почерка, а также его социокультурный взгляд на семью и общество. Статья « Лексические средства реализации концепта ‛лошадь’ в повести Л. Н. Толстого ‛Холстомер’ » студента ЕНУ им. Л. Н. Гумилева (Казахстан, г. Астана) Бисимбаевой Г. (науч. руководитель Журавлева Е. А.). Внимание сту- дентки привлекает отношение Толстого к лошадям, которое проявляется в его произведениях через описание этих животных, их имен, появлению новых, ав- торских значений и окказионализмов. Так, в повести Л.Н. Толстого «Холстомер» студентка выявила 26 имен лошадей, 3 из которых принадлежат одному живот- ному, анализ данных наименований позволил сделать вывод, что иппонимы яв- ляются особо значимыми для понимания ценностной составляющей концепта «лошадь». В своем исследовании студентка не только рассмотрела особенности наименования лошадей и выявила возможное в рамках художественного произ- ведения нарушение лексической сочетаемости прилагательного «лошадиный», но и систематизировала лексемы, реализующие концепт «лошадь» по лексико- семантическим полям и группам. Обращение к индивидуально-авторскому осмыслению реалий помогло расширить периферию изучаемого ею концепта. Статья « Проблема семьи и общества в романе ‛Анна Каренина’ Л. Н. Тол- стого » студента ЮКГПИ (Казахстан, г. Шымкент) Абдисамет А. (науч. руково- дитель Маханова Г. Б.). Молодой исследователь обращается к проблеме семьи в ее понимании Львом Толстым, к анализу образа Анны Карениной и автобио- графического образа Левина. Делается попытка осознать, насколько созданные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=