Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

207 которого я, в своей гордости, хочу возвести его. Сознание этого идеала лежит в нем сильнее, чем во мне. Ему от меня нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне…» [Толстой, 1989, 288]. Данная позиция «Не навреди» актуальна и сейчас, особенно для педагогов с авторитарным стилем общения, когда учащиеся боятся ходить на их уроки и др. Третья позиция, которая приковывает внимание в контексте роли педагога в образовательном процессе, – это особое отношение к самостоятельности ребенка. Задача воспитателя – культивировать самостоятельность ребенка, ни в коем случае не притесняя ее. Данный тезис как никогда актуален и для современной школы. А, между тем, писатель более века назад утверждал, что «в каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожать в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисо- вывании с образцов» [Толстой, 1989, 195]. Поощрение самостоятельности принятия решений учит ребенка полагаться на себя, быстрее и эффективнее позволяет ему научиться жить (выбирать определенный путь решения проблемы, брать на себя ответственность и прочее). Сознание ребенка не затуманено правилами и навязан- ным мнением о том «что правильно», а что «нет». Поэтому роль педагога, по мне- нию писателя, – это развитие положительных качеств ребенка, а не привитие таких качеств. Не менее интересными представляются слова классика «Дело учителя только предлагать выбор всех известных и неизвестных способов, которые могут облегчить ученика в деле учения» [Толстой, 1989, 156]. В качестве антипримера из современной системы образования можно привести педагогов, которые не прини- мают иную точку зрения на литературных персонажей, объяснения причинно-след- ственных связей, возможные варианты развития сюжета и др. Четвертая идея писателя, тесно связанная с совершенствованием самостоя- тельности ребенка, – это развитие творческой стороны личности ребенка. Она находит свое выражение в словах Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сде- лать самостоятельное приложение этих сведений» [Толстой, 1989, 195]. Данный тезис актуален и сейчас, когда результатами образования являются не копирова- ние по образцу, открытие каких-то новых способов решения ситуаций, творче- ское создание нового продукта (проекта). Обобщая идеи Льва Николаевича Толстого, роль учителя в образовательном процессе можно свести к освещению имеющихся возможностей, демонстрации своим примером точности слов, к идее ненавязчивого сопровождения ребенка на пути его самообразования и самосовершенствования, помощи в творческом раз- витии – это основные направления, по которым должна вестись работа педагога с ребенком, актуальны и для современной системы образования. Литература 1. Толстой, Л. Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? / Л. Н. Толстой // Педагогические сочинения: Сб.; Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). – М.: Педагогика, 1989.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=