Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
206 Н. И. Ешкина Тула, Россия МЫСЛИ Л. Н. ТОЛСТОГО О МЕСТЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Аннотация . В статье рассматривается точка зрения Льва Николаевича Толстого на процесс образования, роль педагога в данном процессе, описывается специфика деятельно- сти учителя и его место в жизни ребенка. Ключевые слова: образование, педагог, педагогический процесс. Педагогические взгляды Льва Николаевича Толстого внесли неоценимый вклад в развитие теоретической и практической педагогики. Высказанные ещё в 19 веке идеи сейчас актуальны и применимы в условиях современного мира. Для нас представляет особый интерес точка зрения писателя на роль педагога в образовательном процессе, возможность влияния данных идей на современный образовательный процесс. Чтобы ответить на данный вопрос мы обратились к сборнику «Педагогиче- ские сочинения» Л. Н. Толстого, состоящего из статей, дневниковых заметок, писем и материалов, в которых рассматриваются задачи педагогики, народное образование, замечания для учителя и многое другое. На основании данных ма- териалов можно выделить ряд позиций, выделенных Л. Н. Толстым, касающихся роли учителя в педагогическом процессе. Первое, на что нужно обратить внимание, – это то, что педагогический про- цесс, если он организован верно, предполагает непрерывное совершенствовании себя ради совершенствования ученика. Самосовершенствование является важней- шей задачей учителя. Данная позиция находит подтверждение в статье 1902 года «Мысли о воспитании». Лев Николаевич пишет: «… все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т. е. самому двигаться, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны» [Толстой, 1989, 451]. Данная позиция является актуаль- ной и сейчас, а метод примера – одним из самых действенных методов воспита- ния. Если педагог сам соответствует убеждениям, принципам, которые он пыта- ется воспитать в ребенке, если учение видит, что слова педагога подкрепляются его собственными поступками и поведением – он им поверит, и скорее всего, бу- дет стараться им следовать. Показательным является пример с потреблением ни- котина: учитель может сколько угодно говорить о вреде курения, но если ученик видит, что педагог сам курит, то данное воспитательное воздействие будет све- дено на нет. Главное для педагога – оценивать свои поступки, работать над своими недостатками и слабыми сторонами. Очень значимыми, на наш взгляд, являются слова Л. Н. Толстого «…Я убедился, что есть тайны души, на которые может дей- ствовать жизнь, а не нравоучения и наказания» [Толстой, 1989, 141]. Интерес представляет тезис Льва Николаевича о том, что учитель в педагогиче- ском процессе играет второстепенную роль, а ребенок – это не объект, а субъект педа- гогического процесса, во многом определяющий его ход. «…Учить и воспитывать ре- бенка нельзя и бессмысленно по той простой причине, что ребенок стоит ближе меня, ближе каждого взрослого к тому идеалу гармонии, правды, красоты и добра, до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=