Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

204 Безусловно, идеалист М. Жумабаев формулирует в данном случае цель- идеал. Но ведь путь каждого мыслителя есть путь поиска идеала. Созвучие с мыслью Л. Н. Толстого о возможности достижения высокой цели налицо. Ве- ликий русский писатель верил: «Народное образование в настоящее время для нас есть единственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества» [Толстой, 1989, 53]. М. Жумабаев отмечает, что воспитание – дело трудное, это величайшее ис- кусство и наука одновременно, оно под силу тем, кто постоянно совершенствует себя. Для воспитания очень важно и ценно, насколько воспитан и образован тот, кому это дело доверено. Эта мысль достаточно очевидна, но, сказанная тем, чья жизнь и деятельность является примером единства слова и дела, она становится принципом, постулатом. Эта позиция перекликается с воспитательной позицией Л. Н. Толстого, который утверждал: «...не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя… Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, посто- янно совершенствуясь» [Толстой, 1989, 448]. Конечно, педагог, воспитатель руководствуется в этом деле собственным опытом, и это естественно, однако следует помнить, что этот опыт может ока- заться для ребёнка неподходящим. Опыт – это пройденный путь, он узконаправ- лен и односторонен. Надо строить процесс воспитания и образования так, чтобы подрастающее поколение было достойно своего времени – будущего. Магжан Жумабаев приводит слова Хазрета Али: «Не учи ребёнка быть таким, как ты, учи ребёнка быть не таким, как ты» , подчёркивая тем самым важность образо- вания и развития, стремления к совершенствованию. Близкую, на наш взгляд, мысль высказал Л. Н. Толстой в статье «Воспита- ние и образование»: «…воспитание, как умышленное формирование людей по из- вестным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно» [Толстой, 1989, 210]. Писатель ратует за свободное воспитание без принуждения и внушения: « Единственный критериум педагогии есть свобода, единственный метод есть опыт» [Толстой, 1989, 320]. Очевидно, Толстой подразумевает здесь опыт ре- бёнка, который он приобретает самостоятельно рядом со взрослым, который находится в процессе постоянного саморазвития. В статьях и письмах писатель неоднократно подчёркивает, что ребёнку не нужны канонические образцы, ему нужны примеры живых людей, стремящихся совершенствовать себя. Сам Толстой, однажды в юности определив цель своей жизни, следовал ей всю жизнь: «Я бы был несчастливейший из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной... Теперь же жизнь моя будет вся стремле- нием деятельным и постоянным к этой одной цели» [Толстой, 1937]. Таким образом, лейтмотивом через всё творчество великого учителя нрав- ственности Л. Н. Толстого и плеяды ярких казахских просветителей-подвижни- ков проходит одна общая мысль – о необходимости стремления к высоким иде- алам, о непрерывном духовном самосовершенствовании человека. А их жизнь, являющая собой пример служения совести, вызывает восхищение. Острота же постановки нравственных проблем, затрагиваемых в творчестве Л. Н. Толстого,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=