Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

203 третья истина – совесть, составляющая сущность души человека, способна сде- лать человека нравственно чище, лучше, совершеннее. По другой интерпретации, три качества совести, которые Шакарим перечис- ляет в своей работе, и есть три истины: честность, справедливость, доброта. Та- кая трактовка представляется вполне жизнеспособной, поскольку перекликается с мыслями, изложенными в философском эссе «Записки забытого», которое ино- гда рассматривается как продолжение трактата о трёх истинах. Основой правед- ной жизни должны быть: – честный труд; – совестливый разум; – искреннее сердце. Логично, что учёные-педагоги именно в этом мнении Шакарима ищут осно- вания для определения его концептуальной позиции в духовно-нравственном воспитании. Л. Н. Толстой не посвящал отдельных размышлений категории «совесть». Однако сама личность великого учителя нравственности есть воплощение сове- сти. Об это неоднократно говорит в статье, посвященной 80-летию Л. Н. Тол- стого, отмечавшемуся 28 августа 1908 года, известный публицист и литератур- ный критик начала XX века Д. В. Философов: «Его сила… в том, что он сумел подойти к индивидуальной совести каждого отдельного человека вне его рели- гиозных, национальных, государственных, социальных и даже семейных связей... Он – совесть всего человечества» [Философов, 25 августа 1908 года]. А ещё: «Есть Толстой – значит, жива душа человека, жива человеческая совесть» [Там же]. Символично, что пути сложных смысложизненных исканий двух великих личностей соединились именно в точке совести. Жизнь и судьба Л. Н. Толстого, равно как и жизнь и судьба Шакарима, – это подвижничество, служение народу, служение совести. «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно броса- ется в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спа- сти тонущих Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых» , – пишет признанный пи- сатель, вставая на путь педагогической деятельности [Толстой, 1984]. Служению будущему своего народа посвятил свою жизнь и блестящий ка- захский поэт и педагог Магжан Жумабаев (1893–1938). В учебном пособии «Педагогика» Магжан Жумабаев аккумулировал свои изыскания, практический педагогический опыт и опыт чтения лекций о воспита- нии будущим учителям [Жумабаев, 1993]. Цель воспитания, по Магжану Жума- баеву, – сделать счастливым человека, его народ, более того – всё человечество. Если счастлив человек как представитель своего народа, если счастлив отдельно взятый народ как часть человечества, то счастлив весь человеческий мир. По- этому цель воспитания – не просто назвать человека человеком, а взрастить его настоящим Человеком, которому под силу сделать мир лучше.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=