Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

202 деятельность по обучению и воспитанию крестьянских детей. Алтынсарин пере- вёл ряд сказок и рассказов Толстого, написанных по восточным мотивам («Ки- тайская царевна Силинчи», «Праведный судья», «Визирь Абдул» и др.), по- скольку считал, что их темы, проблемы и идеи, а также форма и стиль изложения будут близки и понятны казахским детям. Вообще, духовные искания Толстого, его педагогические идеи находили большой отклик у представителей тюркского мира. Всеобщее отношение нашло, пожалуй, лучшее выражение в письме татарского общественного деятеля Шейх- Касима Субаева к Толстому: «Я от имени всех мусульман России приношу бла- годарность за то, что Вы учили нас и вообще народы без различия вероиспове- дания и национальности» [Цитируется по: Шангареев, Латыпов, 2017]. Письмо озаглавлено лаконично, но ёмко: Великому учителю нравственности . Глубоким является созвучие взглядов Л. Н. Толстого и одного из столпов казахской гуманистической мысли Шакарима Кудайбердиева. Шакарим родился в 1858 году (умер в 1931 г.) и воспринимал великого русского мыслителя как учителя: И от слов не отступаюсь, ученик я Льва Толстого, Хоть безбожником объявлен, но святош бессильно слово: Всей душою возлюбил он справедливости дорогу, Он – владелец дум глубоких – кинул смелый вызов богу (перевод Владимира Цыбина) Примечательно, что Толстого и Шакарима связывает не только близость ду- ховных исканий, но и сходство происхождения: Толстой – граф, а Шакарим – степной аристократ, потомок султана. Однако не к высокому положению устрем- ляют свой путь два гуманиста, а к высшей справедливости – нравственности [Аманжол, 2005]. Вклад Шакарима Кудайбердиева в сокровищницу гуманистической мысли казахского народа трудно переоценить. Особый интерес представляет трактат «Три истины», в котором мыслитель изложил свои представления о душе как центральной категории науки о человеке и мире. Трактат «Три истины» является глубоким философским трудом, в котором ищут ответы на вопрос о смысле жизни и учёные, и обыватели. Для педагогики это исследование интересно тем, что в понимании Шакарима и существование души, и её существо связаны с нравственной категорией совести. Неубывающий интерес к «Трём истинам» связан и с тем, что мыслитель не называет их однозначно, оставляя читателю волю самому определить их для себя. Поэтому сложились разные версии о том, каковы эти три истины. Из содер- жания трактата можно заключить, что это наука, вера и совесть. Истина веры признаёт бытие Создателя и идею вечности духовного начала. Истина науки ос- нована на достоверных умозаключениях, добытых с помощью органов восприя- тия и рационально-логического мышления. Но ни первое, ни второе не смогло стать прочным основанием для формирования нравственных начал человеческой души, поскольку первое не имеет доказательств, а второе изменчиво. Лишь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=