Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
199 выливать, как можешь, то, что сильно чувствуешь» (12 января 1909) [Толстой, 2006. Т. 57, с. 9]. В своём писательском предназначении для Толстого важны не профессио- нальные качества, а нравственная чистота: «…я волей неволей принуждён ве- рить, что мне сделали какую-то несвойственную мне славу важного, «великого» писателя, человека. И это моё положение обязывает. Чувствую, что мне дан ру- пор, который мог бы быть в руках других, более достойных пользоваться им, но он volens nolens у меня, и я буду виноват, если не буду пользоваться им хорошо. А я последнее время, кажется, больше для пустой болтовни, повторения старого пользуюсь им» (4 февраля 1909) [Толстой, 2006. Т. 57, с. 21–22]. Таким образом, для процесса самоидентификации личности Л. Н. Толстого характерно концентрирование на своём духовном мире, самобичевание и само- уничижение своего телесного существования, стремление единения с Богом. Толстой пишет: «Я совсем почти потерял память. Прошедшее исчезло. В буду- щем ничего (почти) не желаю, не жду». (10 января 1909) [Толстой, 2006. Т. 57, с. 6–7]. Данная запись подтверждает наши выводы о утраты для Толстого акту- альности внешних проявления жизни и значимость духовной её стороны. Литература 1. Толстой, Л. Н. Дневники 1847–1854 гг. / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. / Л. Н. Толстой. – М.: РГБ, 2006. – Т. 57.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=