Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

197 Г. В. Токарев Тула, Россия ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДНЕВНИКА Л. Н. ТОЛСТОГО 1909 ГОДА Аннотация. В статье рассмотрены вербальные маркеры развития личности Л. Н. Тол- стого в 1909 году. Ключевые слова: личность, Толстой, дневник, самоидентификация. Целью данной работы является исследование особенностей личности Л. Н. Толстого на материале дневника 1909 года. Возраст человека определяет его мировоззрение. В 1909 году Льву Николаевичу исполнился 81 год. Жизнь сложилась. В системе координат ценностей обывателя у Толстого было всё: графский титул, имение, общественное признание, слава писателя, большая се- мья. Однако для Льва Николаевича всё это было тяжёлой ношей. Дневник этого периода отражает намеченные ранее стратегии самоидентификации: самобиче- вание, самоуничижение, поиск смысла жизни. Рассмотрим, как они проявляются в дневниковых записях данного периода. Наблюдается раздвоение личности Толстого: настоящий Толстой противо- поставляет себя писателю, публичному человеку: «Толстой забирает силу надо мной. Да врёт он. Я, Я, только и есть Я , а он, Толстой, мечта и гадкая и глупая» (11 апреля 1909) [Толстой, 2006. Т. 57, с. 47]. Как видно из записи, между двумя ипостасями личности конфликт, борьба, неприятие. Всё, что связано с реальной жизнью, объявляется фантомом. Толстой даёт прямые отрицательные оценки своему существованию: «Проснулся, и две вещи стали особенно, совершенно ясны мне: 1) то, что я очень дрянной человек» (11 января 1909) [Толстой, 2006. Т. 57, с. 8] // «Очень я зол нынче. Может быть, живу я ещё затем, чтобы стать хоть немного менее гад- ким. Даже наверное за этим. И буду стараться. Помоги. Господи» (11 января 1909) [Толстой, 2006. Т. 57, с. 8] // «Как-то стыдно, стыдно, всё стыдно» (15 ян- варя 1909) [Толстой, 2006. Т. 57, с. 11] // «…после общения с людьми всегда со- вестно, всегда чувствуешь, что делал не то, что нужно…» (16 января 1909) [Тол- стой, 2006. Т. 57, с. 12] // «Очень себе гадок. Весь в славе людской. Занят послед- ствиями (17 января 1909) [Толстой, 2006. Т. 57, с. 12] // «Постоянно совестно. Особенно за разговоры. Надо быть сдержаннее» (20 января 1909) [Толстой, 2006. Т. 57, с. 15]. Для процесса самопостижения характерна противоречивость, доходящая до крайности: «Я всё, и я ничто. Я всё, когда я сознаю себя духовным, нераздельным со всем существом и проявляю это сознание любовью к тому всему, какое я со- знаю, т.е. ко всему тому, что я признаю живущим; и я ничто, когда я сознаю себя телесным, отделённым от всего существом, проявляющим это сознание любовью только к своему телесному, отделённому от всего «я»» (20 августа 1909) [Тол- стой, 2006. Т. 57, с. 121]. Данная запись указывает, что Толстой различает в себе духовное и материальное начало, полностью отрицая последнее. В восьмидеся- тиоднолетнем возрасте он ощущает своё бытие в духовном измерении. Именно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=