Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

195 прежде всего о своем будущем, но даже в условиях несправедливого, на его взгляд, увольнения он находит возможность доказать себе, что всё делал верно, что его стратегия обучения даёт свои плоды. После возвращения учителя в классную ком- нату и выполнения детьми задания внутреннее состояние педагога меняется: «Лицо его не было угрюмо, как прежде; оно выражало довольство человека, достойно отомстившего за нанесённую ему обиду» [Толстой, https://ilibrary.ru/text/1179/ p.1/index.html]. Всё это позволяет нам сформулировать основные мотивы действий Карла Иваныча – желание показать результат своего труда, стремление добросо- вестно трудиться и быть требовательным к себе и окружающим. Помимо этого, мы можем сказать о доминантах, которые образуют концепто- сферу учителя в повести «Детство», – это любовь, профессиональная деятельность, дом (хоть и чужой для Карла Иваныча), саморазвитие. Учитель проявляет любовь к своим воспитанникам, в том числе требовательно и даже придирчиво относясь к ученическим работам Николеньки и Володи. Именно поэтому он так болезненно воспринимает новость об отъезде Иртеньевых, дом которых стал и его домом, при- станищем одинокого человека. Профессиональная деятельность – это то, на чём ос- новывается жизнь героя, поэтому после отъезда семьи планирует искать новое ме- сто. А о желании развиваться мы узнаем от Николеньки в первой главе: он утвер- ждает, что свободное время учитель тратит исключительно на чтение. Таким образом, мы можем сделать вывод, что учитель в повести «Детство» – персонаж положительный, наделённый качествами, присущими настоящему пе- дагогу. Даже требовательность и жёсткость во время уроков объясняются любо- вью к воспитанникам, о чем свидетельствует оценка ситуации не маленьким мальчиком, но рассказчиком (с высоты жизненного опыта). «Педагогическая фи- лософия Л. Н. Толстого основана на мысли – детство является вершиной разви- тия человека: в это время он представляет собой гармоничную личность, наде- лённую нравственными задатками. По мере взросления, под влиянием дурного образования и воспитания, человек утрачивает свою нравственную ценность» [Токарев, 2013, 188]. Значит, Л. Толстому в подтверждение собственной педаго- гической теории необходимо было предоставить читателю пример положитель- ного влияния наставника на своих воспитанников. И хоть Карл Иваныч не пол- ностью воплощает в своей деятельности идеи Толстого, он положительно отли- чается от других героев-учителей, появляющихся на страницах литературных произведений XIX в. Художественный образ и языковая личность учителя в по- вести тесно связаны: подробный, последовательный анализ одного и другого позволяет сформировать представление о героях-учителях в раннем творчестве Л. Н. Толстого. Литература 1. Власова, М. В. Образ и коммуникативная позиция учителя в русской ли- тературе: Д. И. Фонвизин, И. С. Тургенев, А. П. Чехов: Дис. … канд. филол. наук / М. В. Власова. – Томск, 2005. 2. Караулов, Ю. Н. Русский язык: Энцикл. / Ю. Н. Караулов. – Дрофа, 2008.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=