Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

194 немецкого языка («Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, пом- нишь, как я девять дней, не смыкая глаз сидел у его постели», «Я знаю, чьи это штуки и отчего я стал ненужен» [Толстой, https://ilibrary.ru/text/1179/p.1/ index.html]). Однако в речи наравне с эмоциональным призывом к справедливо- сти немца присутствуют и более меланхоличные фигуры речи, использующиеся чаще в русском языке, например, риторические вопросы. Эмоционально-оценоч- ные слова придают репликам Карла Иваныча живость и правдоподобность, свой- ственную именно произведениям русского реализма. Но в то же время для речи героя нехарактерно переплетение времён, быстрая их смена или же незавершён- ность синтаксических конструкций, что вновь возвращает нас к его немецкому происхождению. Таким образом, лексический уровень языковой личности учи- теля даёт нам возможность проследить влияние законов немецкого и русского языка на тезаурус и прагматикон героя. Л. Н. Толстой также даёт читателю возможность проанализировать педаго- гические ситуации, в которых участвуют Карл Иваныч, Николенька и Володя Иртеньевы. Уже в первой главе рассказчик разделяет учителя в ситуации повсе- дневного общения и «наставника» в классной комнате. Стоит отметить, что Карл Иваныч искренне привязан к семье Иртеньевых, он занимается образованием мальчиков и делает это добросовестно. Учитель заинтересован в результате, раз- бирает ошибки и даёт пояснения к выполненным заданиям, чем заслуживает ува- жение Николеньки и даже любовь к одинокому наставнику. «В главе III малень- кий герой узнаёт, что их с братом скоро увезут учиться в Москву. На столе отца герой увидел письмо, с расчётом предназначенное для Карла Иваныча. Он пони- мает, что тогда уволят любимого учителя, придётся расстаться с любимым домом, матерью и любимыми людьми, которые останутся в доме. Николенька испыты- вает чувство жалости и страха за любимого учителя, он понимает, что готов учиться на нелюбимых уроках, лишь бы не обижать учителя и не расставаться с maman» [Ливанова, 2017, 47]. Мы видим, что отношение к учению не влияет на отношение к педагогу, несмотря на постоянное чувство скуки и равнодушия, ко- торые Николенька испытывает на занятиях, он не желает расставаться с Карлом Иванычем, который сам не представляет, что делать после отъезда воспитанников. Ученики наказываются за нежелание учиться или же за неаккуратность. В первой главе Николенька с некоторым страхом описывает классную комнату: «Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени. Как мне памятен этот угол! Помню заслонку в печи, отдушник в этой заслонке и шум, который он производил, когда его поворачивали. Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что ко- лени и спина заболят <…>» [Толстой, https://ilibrary.ru/text/1179/p.1/index.html ]. Уже здесь мы видим принципиальность, требовательность учителя, в классной комнате нет места трепетным чувствам и жалости. Здесь герой в бо́льшей сте- пени немец. В главе «Классы» читаем: «Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было люби- мое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью» [Толстой, https://ilibrary.ru/text/1179/p.1/index.html ]. Конечно, в данном эпизоде герой думает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=