Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
192 связаны с жизнью их создателя, с историко-культурным фоном эпохи, с теми це- лями, которые в этот момент перед литературой были поставлены. Поскольку система начального и среднего образования не имела должного оформления в это время, учителя – герои литературных произведений – не становились ис- ключительно положительными, концептуально значимыми или сюжетообразую- щими персонажами, однако понимание жизни российского общества того вре- мени без них было бы неокончательным, неуточнённым. В рамках нашего исследования мы хотели бы остановить своё внимание на языковой личности и художественном образе учителя Карла Иваныча из авто- биографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Художественный образ поз- волит нам оценить место данного персонажа в произведении, выявить концепто- сферу и мотивационный уровень языковой личности учителя. Анализ лексики и синтаксических конструкций, которые автор вкладывает в уста интересующего нас персонажа, дополнит ранее полученные сведения и даст возможность гово- рить об особенностях языковой картины мира героя-наставника. Художественный образ – литературоведческое понятие, позволяющее нам рассуждать о содержательных/глубинных аспектах анализа. В первую очередь, нас будет интересовать, какое место герой занимает в произведении, какая смыс- ловая нагрузка отведена ему автором, какие доминанты в его бытийности можно выделить. Языковая личность – более конкретное лингвистическое понятие. Данное определение находим в современном словаре: «Языковая личность – любой но- ситель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произве- денных им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительно- сти (картины мира) и для достижения определенных целей в этом мире» [Карау- лов, 2018, 671]. Трёхуровневая оценка языковой личности (концептуальный, мо- тивационный и лексический уровни – прим. автора) позволяет нам связать дан- ное понятие с определением художественного образа и еще раз подчеркнуть связь литературоведения и лингвистики. «С точки зрения содержательной вся трилогия представляет собой попытку воссоздать духовное преображение Николеньки – то самое, которое когда-то «посетило» молодого Толстого» [Цирулев, 2011, 334]. Многие исследователи от- мечают связь переживаний самого Льва Николаевича с эмоциями героев первых написанным им произведений. Б. Эйхенбаум и Л. Гинзбург в своих монографиях подчёркивают сходство дневниковых записей Толстого с его ранними пове- стями. Николенька Иртеньев проходит путь личностного становления, преодо- ление которого невозможно без влияния на ребёнка учителей, наставников, об- разы которых увлекают читателей и исследователей своей детальностью, описа- тельностью. Учитель – один из героев «Детства», о котором мы узнаём с начальных страниц повести, даже название первой главе Л. Н. Толстой даёт «Учитель Карл Иваныч». Стоит отметить, что, несмотря на скорое появление в произведении, герой-педагог не является сюжетообразующим персонажем. Мы понимаем, что видим наставника глазами своего воспитанника, однако уникальность автобиографических произ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=