Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

191 А. И. Тимофеева Тула, Россия ОБРАЗ И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» Аннотация. Данная статья посвящена анализу личности учителя в раннем творчестве Л. Н. Толстого. Исследование художественного образа позволит нам оценить место героя-пе- дагога в произведении, выявить концептосферу и мотивационный уровень языковой личности учителя. Анализ лексики и синтаксических конструкций, которые автор использует для фор- мирования речи интересующего нас персонажа, дополнит ранее полученные сведения и даст возможность говорить об особенностях языковой картины мира героя-наставника. Ключевые слова: герой-учитель, художественный образ, языковая личность, уровни языковой личности . Русская литература XIX в. – невероятно поэтический мир, созданный бла- годаря таланту многих писателей, среди которых особо выделяется Л. Н. Тол- стой. Известно, что повесть «Детство» была опубликована в журнале «Современ- ник» еще в 1852 году, сразу же принесла успех Толстому и стала первой в из- вестной трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». Благодаря Л. Толстому литераторы и критики иначе взглянули на автобиографическую литературу. По- весть привлекла внимание писателей и читателей еще и потому, что в рамках развивающегося русского реализма мемуарное произведение рассказывало о ре- альных событиях из жизни ребёнка, давало возможность следить за становле- нием личности героя и раскрывало многие сокровенные тайны детской души. Неслучайно, Н. Г. Чернышевский после прочтения первых опубликованных про- изведений Толстого ввёл понятие «чистота нравственного чувства», которым охарактеризовал раннее творчество Льва Николаевича. «С точки зрения содер- жательной вся трилогия представляет собой попытку воссоздать духовное пре- ображение Николеньки – то самое, которое когда-то «посетило» молодого Тол- стого» [Цирулев, 2011, 334]. Мы также предполагаем, что особый интерес у читателей «Детство» вы- звало потому, что они могли сравнить эмоции и чувства ребёнка с ремарками автора, которые так или иначе появлялись в тексте. Каждая ситуация в произве- дении имеет двойную оценку, рассудительному читателю всегда интересно наблюдать подобное. Более того, героями повести стали обычные люди XIX в. Каждый из персо- нажей выполняет определённые функции в произведении. Если читатель заинте- ресуется становлением личности Николеньки Иртеньева, то, в первую очередь, обратит внимание на тех людей, которые непосредственно занимались воспита- нием главного героя: родителей, учителя, няню. Образ учителя в русской литературе XIX в. постепенно совершенствовался и уточнялся. Как известно, «художественный текст – это реализация творческого замысла писателя, в котором каждое слово осмысленно, является средством ре- ализации авторской коммуникативной системы» [Власова, 2015, 10]. Образы, возникающие на страницах художественных произведений, так или иначе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=