Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
190 особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускоряя такт и в ме- стах переборов открывалось что-то» [Толстой, 1953, Т. 1–2, 653]. В этом эпизоде Л. Н. Толстой показывает удивительное влияние народной му- зыки на тех, кто живет по законам души, руководствуется эмоциями и живыми впе- чатлениями. Дядюшкино музицирование рождает отзвук в душах брата и сестры Ростовых, мотив исполняемой им песни «запел в душе Николая и Наташи» . Именно так должно воздействовать, по мнению Л. Н. Толстого, на человека насто- ящее искусство: не может быть рассудка или анализа, несущественны такие детали, как, например, сложность музыкальных фраз или какие-то особые сочетания слов. Искусство погружает человека в особый мир, захватывает его целиком. Подлинное искусство, а именно таким можно считать, по мысли Л. Н. Толстого, народную му- зыку, должно восприниматься как естественное, закономерное, оно живет как ды- хание: «Дядюшка пел так, как поет простой народ, с тем полным и наивным убеж- дением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого-то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош» [Толстой, 1953, Т. 1–2, 655]. Он играет и поет много в этот вечер, потому что общее настроение всех ге- роев становится очень похожим, музыка как бы объединяет всех этих людей, отодвигает куда-то тревоги и проблемы. Не случайно Л.Н. Толстой в финале эпи- зода, описывая дорогу Ростовых домой, многократно говорит о том, что Наташа, окунувшаяся с головой в стихию народной музыки, которую она слушала, сама исполняла, под которую танцевала, чувствует себя абсолютно счастливой. Литература 1. Толстой, Л. Н. Война и мир / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1953. – Т. 1–2. 2. Толстой, Л. Н. Война и мир / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1953. – Т. 3–4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=