Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

189 [Толстой, 1953, Т. 3–4, 354]. Здесь нет ни капли чувства, пение никого не объеди- няет, не создает настроение, не передает друг другу живые эмоции. Антитеза здесь представлена на всех уровнях: противопоставлены сами эпизоды, описание пою- щих, их отношение к происходящему, противопоставлены отдельные герои – ба- рабанщик и «ложечник» и высокий фабричный малый, детали, передающие дви- жение или портретные характеристики. Ставшие «фабричными» людьми бывшие крестьяне перестали осознавать себя коллективом, как сознают себя солдаты, по- ющие «Ах, вы, сени…». Нет теперь ни общей жизни, ни общих задач, а потому нет и общей песни и настроения, которое она могла бы создать или передать. Л. Н. Толстой видит в этом культурный и мировоззренческий кризис народа. Отношение к народной музыке в дворянской среде передано в сцене пения дядюшки после охоты. Дядюшка изображен как большой любитель и ценитель музыки: он всегда, приезжая с охоты, слушал игру на балалайке своего кучера Митьки, которому специально купил для этого хороший инструмент. Описывая происходящее, Л. Н. Толстой показывает, как музыка постепенно увлекает слушателей. Восприимчивый ко всему подлинному, чувствительный, Николай Ростов вначале делает вид, что ему не нравится: «…сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было при- знаться в том, что ему были приятны эти звуки» [Толстой, 1953, Т. 1–2, 652]. Митька играет именно так, как это делают талантливые самоучки: «Митька настроил и опять задребезжал Барыню с переборами и перехватами» [Толстой, 1953, Т. 1–2, 652]. То, что музыка завораживает слушателей, приносит им удовольствие, видно по тому, что многократное повторение мелодии никому не надоедает – ни музы- канту, ни слушателям: « Дядюшка сидел и слушал, склонив голову набок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился сто раз. Несколько раз балалайку настраивали, и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слушать эту игру» [Толстой, 1953, Т. 1–2, 652]. Гипербола «мотив Барыни повторился сто раз» дает возможность показать, что слушатели увлечены, что игра доставляет им истинное наслаждение. Дядюшка и все Ростовы – настоящие ценители музыки вообще и народной музыки в част- ности. Музыкальность Наташи и Николая уже известна читателям к этому эпи- зоду романа. Но и дядюшка выступает здесь как человек, любящий музыку, по- нимающий ее: «Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать!» [Тол- стой, 1953, Т. 1–2, 652]. Сам он с удовольствием играет на гитаре. Песня «По улице мостовой…», которую исполняет дядюшка, основана на любовном сюжете, напоминает нечто среднее между народной песней и городским романсом. Не случайно он выби- рает именно это произведение, ведь поет он в присутствии Анисьи Федоровны, с которой его явно связывают личные отношения. Его игра показывает, как глу- боко трогает его музыка, как он «проживает» песню: «Дядюшка продолжал чи- сто, старательно и энергически-твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть-чуть что-то смеялось в его лице, с одной стороны под седым усом;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=